Т-100

Трактор Т-100 представляет собой тяжелую гусеничную машину, которая предназначена для работы в различных промышленных отраслях. За основу данной модели была взята предыдущая модель С-100 (Сталинец-100), а именно она была кардинально изменена и модифицирована. Но стоит отметить, что в переходе от С-100 до Т-100 был один экспериментальный образец, известный как Т-108, который в дальнейшем послужил в роли модифицированной версии и был переименован в Т-100М.

Впервые гусеничный трактор Т-100 покинул конвейер Челябинского тракторного завода 9 октября 1963 года. Машина вышла довольно успешной по всем параметрам, и в 1968 году на выставке специальной техники удостоила золотую медаль. С 1977 года трактор начал вбирать в себя некоторые элементы конструкции от трактора Т-130. Интересный факт, данный трактор (Т-100) в конце 70-х годов является переходной моделью к полноценной модели Т-130, так как на то время у завода не было средств для быстрой реализации серийного производства трактора Т-130. Но в 1983 году это положение удалось изменить, и Т-100 уступил свое место и больше не выпускался.

Устанавливался дизельный двигатель марки Д-108 (тот самый с экспериментального образца Т-108). Данный мотор рассчитан на малые обороты, однако, крутящий момент был достаточно высок. Но на первых машинах устанавливался КДМ-100, который был унаследован от трактора Сталинец-100. Отличиями этих двигателей не только по мощностным показателям, но также и по конструкции камеры сгорания. А именно у КДМ-100 была сферическая камера сгорания, когда у Д-108 камера сгорания была перенесена во внутреннюю часть поршней.

Навигация по статье

Назначение

Гусеничный трактор Т-100 во времена своего серийного производства пользовался довольно большой популярностью практически во всех областях, а именно он исправно трудился в строительстве каких-либо объектов, выполнял различные задачи промышленных отраслей, осуществлял поставленные задачи в сельских хозяйствах, а также проделывал разные виды работы в лесных хозяйствах. Эту машину по праву можно назвать легендарной.

Трактор предназначался для таких работ, как разравнивание рабочих площадок, перемещение сыпучих масс грунта и других подобных материалов на небольшие расстояния, вспахивание полей с грунтом различной плотности, культивирование, боронирование, подготовка почвы к посеву, посев и многое другое.

После выхода болотоходной версии (о ней речь пойдет позже), трактору открылась работа на болотистых участках, торфяниках и на вязких грунтах.

Навесное оборудование

Универсальность данного трактора объясняется довольно большим количеством навесного оборудования, с которым машина могла принимать участие в работах того или иного вида. Навесное устройство трактора предусматривало установку следующих навесных агрегатов:

  1. Фронтальный бульдозерный отвал. Данное оборудование чаще всего являлось базовым, но его также можно было приобрести отдельно от машины. Этот отвал обладает довольно простой конструкцией, он способен лишь подниматься и опускаться, а изменений поворота, перекоса и прочих функций он не имеет. Проще говоря, это прямой отвал.
  2. Разнообразное плужное оборудование.
  3. Навесные культиваторы.
  4. Боронировочное оборудование.
  5. Корчеватели.
  6. Трубоукладчики.

Модификации

Трактор Т-100 выпускался в нескольких версиях, а именно это:

  • Версия Т-100М. Является базовым трактором общего предназначения без гидравлического оборудования и задней навески, но с лебедкой, установленной в задней части корпуса трансмиссии. Так сказать чистая модель.
  • Модификация Т-100МГС. Представляет собой сельскохозяйственную машину, которая обладает гидравлическим оборудованием, задним навесным устройством и хвостовиком вала отбора мощности вместо лебедочного оборудования. Это позволяет использовать как навесное оборудование, так и прицепное.
  • Модификация Т-100МГП. Основной областью применения данной модификации являются промышленные отрасли. В данной модели также имеется гидравлическое оборудование, фронтальная навесная система, устройство для сцепки с другими агрегатами (жесткий тип). Лебедку производитель посчитал лишней для этой версии, и поэтому она была убрана, но вместо этого появилось место под установку хвостовика вала отбора мощности. На заводе задняя навесная система не устанавливалась, однако, специальные крепления для нее имеются, что позволяет при необходимости установить навесное устройство самостоятельно.
  • Модификация Т-100МБ. Данная версия как раз и есть та самая болотоходная, которая упоминалась вначале. Но стоит отметить, что, как и у модели Т-100М здесь отсутствует гидравлическое оборудование и задняя навесная система, но имеется лебедочное оборудование. Ширина гусеничной ленты была увеличена, что и позволило машине выполнять определенную работу на болотистых участках, торфяниках и вязких грунтах.
  • Модификация Т-100МБГ. А вот это уже полноценная, работоспособная версия болотоходного трактора, так как здесь уже имеется гидравлическое оборудование, фронтальная навесная система, устройство для сцепки с другими агрегатами (жесткий тип), а также хвостовик вала отбора мощности.
  • Модификация Т-100Т. Представляет собой машину, предназначенную для функционирования с трубоукладчиками. Переднее и заднее навесные устройства были убраны из конструкции трактора. Вместо этого было вмонтировано несколько мест, предназначенных для крепления специализированных навесных агрегатов.
  • Модификация Т-100МГП-1. Является, так сказать, летней версией трактора, так как прежняя металлическая кабина была заменена каркасом с навесом, но его в случае необходимости можно было демонтировать. Присутствует гидравлическая система, оборудование, заднее и переднее навесное устройство.
  • Модификация Т-100МЗ. Эта модификация является в какой-то степени базовой, но использует уже некоторые узлы конструкции от трактора Т-130. Стоит отметить, что серийное производство данной модели осуществлялось одновременно с выпуском этого же Т-130.
  • Модификация Т-100МЗБ. Является болотоходной версией, которая была создана на модели Т-100МЗ. Площадь гусеничной ленты была увеличена в целях повышения устойчивости и проходимости трактора. Здесь отсутствует практически все, кроме лебедочного оборудования.
  • Модификация Т-100МЗГП. Представляет собой последнюю версию, на которой и прекратилось окончательно серийное производство данного трактора. Здесь установлено гидравлическое оборудование, фронтальная навесная система, устройство для сцепки с другими агрегатами (жесткого типа), хвостовик вала отбора мощности и гидравлические сервомеханизмы, отвечающие за управление поворотов машины. Данные механизмы позволяли прилагать меньше усилий при повороте, чем на базовой модели трактора.

Технические характеристики

Габаритные данные:

  • Конструкционная длина — 4255 миллиметров.
  • Ширина по гусеничной ленте — 2460 миллиметров.
  • Высота по кабине — 3059 миллиметров.
  • Ширина колеи — 1880 миллиметров.
  • Длина опорной поверхности гусеничной ленты — 2370 миллиметров.
  • Дорожный просвет — 330 миллиметров.
  • Гусеничная (продольная) база — 2370 миллиметров.

Эксплуатационные значения:

  • Конструкционная масса — 11100 килограмм.
  • Удельное давление на почву — 47 килограмм на один квадратный сантиметр.
  • Номинальное тяговое усилие — 6000 килограмм.
  • Тип двигателя — дизельный.
  • Марка двигателя — Д-108.
  • Количество цилиндров в блоке двигателя — 4.
  • Тип камеры сгорания — неразделенная камера сгорания (в поршне).
  • Тип запуска — посредством пускового двигателя.
  • Модель пускового двигателя — П-23.
  • Номинальная мощность на выходе — 79.44 киловатт/108 лошадиных сил.
  • Запас крутящего момента — не менее 10 процентов.
  • Удельный расход топлива за одни рабочий час — 175 грамм топлива на одну лошадиную силу.
  • Сухая масса силовой установки — 2100 килограмм.
  • Максимальная скорость передвижения вперед — 10.13 километров в час.
  • Максимальная скорость передвижения назад — 7.61 километров в час.
  • Минимальная скорость передвижения вперед — 2.36 километра в час.
  • Минимальная скорость передвижения назад — 2.79 километра в час.

Трансмиссия:

  • Тип коробки переключения передач — механическая.
  • Количество передач переднего хода — 5.
  • Количество передач заднего хода — 4.

Подвеска и управление:

  • Тип подвески — жесткий.
  • Способ управления поворотами — бортовыми фрикционами и тормозной системой.
  • Тормоза — бортовые.

Вместимость емкостей трактора:

  • Топливный бак — 235 литров.

Особенности

В 1960-х годах трактор Т-100 является наиболее комфортабельной специальной техникой, так как в кабине были установлены фонари, позволяющие работать в темное время суток. Имеется система вентиляции принудительного типа, суть которой состоит во всасывании воздуха из кабины в силовую установку, правда уровень шума из-за этого был повышен.

Трактор в то время славился своей высокой надежностью и простой конструкцией. Возникновение неисправностей можно было решить прямо на рабочем месте подручными средствами, а дальнейшее техническое обслуживание трактора не вызывало больших затрат денежных средств.

Модель является довольно универсальной и применялась практически во всех имеющихся сферах. Во-первых, это объясняется обширным набором разнообразного оборудования, а во-вторых, производитель создал большое количество различных модификаций, удовлетворяющих требования всех имеющихся на то время видов работы.

Силовой агрегат обладает довольно высокими мощностными характеристиками, что позволяло запросто работать с высокими нагрузками.

Проходимые качества машины также на высоте, по крайней мере, по тем временам. Машина способна проделывать какую-либо работу на болотистых участках и прочих видов вязких поверхностей.

Недаром, в период с 1960-х годов по 1970-е года данный трактор являлся самой лучшей специальной техникой гусеничного типа передвижения.

Видео

Двигатель

Гусеничный трактор Т-100 оснащался дизельным мотором марки Д-108. Данный двигатель послужил основой для переделок предыдущих моделей. Этот двигатель имеет несколько необычную конструкцию, так как камеры сгорания были размещены в самих поршнях. В блоке имеется четыре цилиндра диаметром в 145 миллиметров. Суммарный объем всех четырех цилиндров составляет 15530 кубических миллилитров. Ход поршней составляет 205 миллиметров. Вся работа агрегата осуществляется за четыре такта. Номинальная мощность на выходе составляет 79.44 киловатт или же 108 лошадиных сил и достигалась данная отметка при частоте вращений коленчатого вала в 1070 оборотов в минуту.

Конструкционная масса этого силового агрегата довольно велика, а именно она составляет 2100 килограмм. Запас крутящего момента составляет не менее 10 процентов, что позволяло эксплуатировать трактор в довольно суровых условиях. Запуск двигателя осуществлялся посредством отдельного бензинового двигателя марки П-23, который был оснащен собственным электрическим стартером. Этот пусковой мотор был впервые применен на технике промышленного предназначения.

По сравнению с агрегатами предшествующих моделей тракторов, у данного двигателя была изменена конструкция. Помимо измененной камеры сгорания, как было описано выше, были также изменены и топливные форсунки, а именно вместо одного отверстия было пять отверстий. Фильтрующий элемент смазывающих жидкостей был оснащен реактивной центрифугой.

Степень сжатия в камерах сгорания была специально понижена для осуществления быстрого и легкого запуска двигателя, как при обычных температурных условиях, так и при довольно низких. Но, казалось бы, из-за этого двигатель может потерять определенный процент номинальной мощности и тягового усилия, однако путем улучшенного смесеобразования и сгорания топлива камерах сгорания удалось получить высокие мощностные показатели.

Цена нового и б/у

В настоящее время практически не осталось моделей Т-100 в абсолютно новом техническом состоянии, соответственно и отыскать такую машину довольно сложно. Но все же, стоимость на новый трактор Т-100 начинается от 300 тысяч и заканчивается 400 тысячами российских рублей.

Поддержанных машин имеется намного больше, но, как правило, выставляют на продажу технику лишь частные продавцы. Стоимость подержанного трактора колеблется в пределах от 150 тысяч и до 350 тысяч российских рублей. Основными факторами, от которых и зависит стоимость машины, являются год производства, версия (модифицированная или же базовая), техническое состояние, количество наработанных моточасов, а также дополнительное оборудование, если, конечно, такое имеется.


Оставить комментарий