КРАЗ 255

В истории советского автомобилестроения можно насчитать добрый десяток моделей, определивших его состояние на долгие годы вперед. Однако КРАЗ 255 – это сам по себе автомобиль-эпоха. Первый образец грузовика был собран еще весной 1959 года в Украинском городе Кременчуг и назывался ДНЕПР 222. Серийная конвейерная сборка была начата в августе 1967 года, и до ее завершения в 1994 году было выпущено более 80-ти тысяч машин. В первую очередь автомобиль предполагалось эксплуатировать в труднодоступных регионах Сибири и Дальнего Востока, однако КРАЗ 255 стали популярными практически во всех регионах страны. К концу 70-х годов 20-го столетия КРАЗовские грузовики-вездеходы поставлялись в 57 стран мира. Дружественный Советскому Союзу социалистический Вьетнам, даже оценил в 1980 году продукцию завода вьетнамским орденом дружбы народов. Особую славу КРАЗ 255 снискал себе и на военном поприще, а в парках многих стран мира по-прежнему в наличии тысячи действующих машин, или машин, находящихся на длительном хранении. За свой внешний вид сегодня КРАЗ 255 скорее всего назвали бы «брутальным лесником» или «властелином просеки», однако в народе его давно окрестили «лапоть». Принцип сурового минимализма в отделке соблюден безукоризненно. Специалистами собственно всерьез это никогда не рассматривалось как недостаток. Постоянно совершенствуя конструкцию, инженеры все внимание уделяли надежности. В начале 90-х годов для большегрузов КРАЗ Днепропетровским металлургическим институтом даже был создан оригинальный профиль рессорной полосы для многолистовых рессорных пакетов.

Назначение

КРАЗ 255 – это классический вездеход для самых сложных дорожных условий. Автомобиль имеет множество как гражданских, так и военных специальностей. В народном хозяйстве автомобиль использовался на лесозаготовках, в геологоразведовательной отрасли, на производстве и различных видах строительства, в сельском хозяйстве и авиационном обеспечении. В военной области грузовик используется для перевозки людей с экипировкой, транспортировки различного вооружения, а на шасси устанавливается инженерное оборудование и военные системы различного назначения (от зенитных пушек до систем РЭБ-радиоэлектронной борьбы). На протяжение длительного периода времени автомобиль закупался Странами Латинской Америки, Китаем, Пакистаном, Индией и практически всем «социалистическим лагерем» что красноречиво говорит о его высоких эксплуатационных качествах практически в любых погодных и климатических условиях.

Модификации

Автомобиль КРАЗ 255 можно уверенно поставить на одно из первых мест по универсальности. К основным модификациям гражданских версий можно отнести:

  • КРАЗ-255Б – выпускался с 1967 в качестве бортовой платформы и шасси. Кроме транспортировки грузов и перевозки людей в варианте тентованной платформы, шасси предназначалось под установку автокранов, экскаваторных устройств, буров, гидравлических манипуляторов, сваезабивочных машин и другого оборудования;
  • КРАЗ-255БС – выпускался с 1969 года. Модификация, адаптированная для эксплуатации в условиях сверхнизкихнизких температур в северных районах;
  • КРАЗ–255Б1 – начало выпуска -1979 год. В отличие от предыдущих модификаций оснащался двухконтурным пневмоприводом тормозов с противозамерзателем на антифризе;
  • КРАЗ–255В – седельный тягач, оснащенный седельно-сцепным устройством. Конструкция рассчитана на буксировку полуприцепа массой до 18 на проселочных и грунтовых дорогах, и 26 тонн, на дорогах и шоссе с твердым покрытием;
  • КРАЗ-255Л – лесовоз-тягач, выпускавшийся с 1969 года. Прицеп-роспуск соединялся с машиной при помощи специального тягово-сцепного механизма, передающего тяговое усилие и утяжеляющего машину частью перевозимого груза.

Среди военных модификаций можно отметить:

  • АЦ-8,5-255Б – автоцистерна для перевозки, кратковременного хранения, и заправки различных видов техники светлыми нефтепродуктами;
  • ЭОВ-4421 – гидравлический экскаватор для проведения работ инженерного обеспечения войск с ковшом объемом 0,65 куб.м;
  • ПМП – понтонно-мостовой парк для оборудования мостовых переправ различной грузоподъемности;
  • МБПК – передвижной банно-прачечный комплекс. С 2015 года используется в Вооруженных силах для организации банных процедур в полевых условиях;

КРАЗЫ 255 давно используются в качестве авиационных тягачей как в гражданских аэропортах, так и на военных аэродромах и прекрасно справляются с буксировкой 100-воздушных судов.

Технические характеристики

КРАЗ 255 в модификации бортового автомобиля представляет собой грузовик-тягач с повышенными ходовыми качествами с колесной формулой 6Х6/2. Компоновка переднемоторная, полноприводная. Платформа цельнометаллическая, с откидывающимся задним, и съемными боковыми бортами.

Основные размеры автомобиля

  • Длина – 8645 мм;
  • Ширина – 2750 мм;
  • Высота – 2940 мм (по тенту 3175 мм);
  • Колея передняя – 2160 мм;
  • Колея задняя – 2160 мм;
  • Колесная база – 4600+1400 мм;
  • Клиренс – 360 мм.

Весовые параметры

  • Снаряженная масса автомобиля – 11170 кг;
  • Грузоподъемность – 8020 кг;
  • Распределение нагрузки – передняя ось 4920 кг, задняя тележка 6250 кг;
  • Полная масса автомобиля – 19415 кг;
  • Распределение нагрузки при полной массе – передняя ось 5190 кг, задняя тележка 14225 кг;
  • Допустимая полная масса прицепа – все типы дорог 10000 кг, автомагистрали с твердым покрытием 30000 кг.

Динамические характеристики

  • Максимальная скорость автомобиля, заявленная производителем – 71 км/ч;
  • Максимальная скорость автопоезда с прицепом полной массой 10 тонн – 71 км/ч;
  • Время разгона автомобиля до 60 км/ч – 40 с;
  • Выбег автомобиля с 50 км/ч – 650 м;
  • Максимальный преодолеваемый угол подъема – автомобилем 58%, автопоездом с прицепом массой 10 тонн 32%;
  • Тормозной путь с 40 км/ч – автомобиля 17,2 м, автопоезда 18,4 м;
  • Глубина преодолеваемого брода – 1 м;
  • Радиус поворота – по внешнему колесу 13,5 м, габаритный 14,2 м;
  • Контрольный расход топлива при движении со скоростью 60 км/ч – 35,3 л/100 км.

Подвеска и ходовая часть

Передняя подвеска МАЗ 255 – на двух полуэллиптических рессорах с двумя телескопическими гидроамортизаторами двойного действия. Концы рессор установлены в резиновых подушках опорных подшипников. Задняя подвеска – балансирная, на двух полуэллиптических рессорах со скользящими концами. Оснащена шестью реактивными штангами. Рулевой механизм – винт и шариковая гайка-рейка в зацеплении с зубчатым сектором с гидроусилителем. Рабочее давление до 70 кгс/см.кв. Рабочая тормозная система оснащена барабанными механизмами. Привод – пневматический, двойной (контур1 – передний и средний мост, контур 2 – задний мост). Стояночный тормоз – трансмиссионный, барабанного типа. Механизм установлен на выходном валу раздаточной коробки. Роль запасного тормоза выполняет исправный контур рабочей системы. Вспомогательный тормоз – моторный замедлитель. Привод тормозов прицепа – комбинированный (одно- или двухпроводный). Тормозная система оснащена влагоотделителем с термодинамической очисткой сжатого воздуха и спиртовым предохранителем против замерзания конденсата. Ошиновка всех колес – однокамерная. Колеса бездисковые обод 440-533. На колеса устанавливаются широкопрофильные пневматические шины с регулируемым давлением размером 1300Х530-533 (мод. ВИ-3 или ВИД-201).

Трансмиссия

Грузовик-тягач оснащается механической, пятиступенчатой коробкой передач ЯМЗ-236Н. Передачи 2, 3, 4, и 5 синхронизированы. Передача крутящего момента от двигателя происходит посредством двухдискового фрикционного сухого сцепления с механическим приводом. Раздаточная коробка – двухступенчатая, оборудованная блокируемым межосевым дифференциалом среднего и заднего мостов. Управление коробкой осуществляется механически, при помощи трех рычагов. Карданная передача состоит из пяти карданных валов. Главная передача – двойная, с коническими спиральными и цилиндрическими прямозубыми шестернями. Передаточное соотношение – 8,2.

Электрооборудование

Схема электропроводки однопроводная, 24-вольтовая. В качестве источников электрической энергии устанавливаются два последовательно соединённые стартерные АКБ 6-СТ-182ЭМ и трехфазный генератор электрического тока Г228 с регулятором напряжения.

Особенности и эксплуатация

Практически на протяжение всего периода серийного производства внешний вид КРАЗ 255 не менялся. Угловатая, трехместная деревометаллическая кабина с максимально упрощенным щитком приборов устраивала и производителей, и потребителей на протяжение десятков лет. Улучшения по большей части касались деталей подвески и ходовой части. В 1979 году на КРАЗ 225Б1 появился раздельный привод тормозов. В 1985 году техническому усовершенствования подверглись оси балансирных подвесок и рессоры. Было внесено еще несколько технических усовершенствований, однако в целом автомобиль существенно не модернизировался. На некоторых модификациях устанавливалась лебедка барабанного типа с червячным редуктором, развивающая тяговое усилие от 8 до 12 т.с. Наличие лебедки не только позволяло осуществлять самовытаскивание при застревании на сложных участках бездорожья, но и делало автомобиль-тягач прекрасным эвакуационным средством. Не подводили и проверенные временем силовые агрегаты Ярославского моторного завода.

Видео

Двигатель

Большинство выпущенных 255-х КРАЗов оснащено мотором ЯМЗ-238М2.

Базовые величины ЯМЗ-238М2

  • Тип – четырехтактный, с воспламенением от сжатия;
  • Количество и расположение цилиндров – 8, V-образное;
  • Рабочий объем – 14,86 л;
  • Мощность при частоте вращения коленчатого вала 2100 об/мин – 240 л.с. (176кВт);
  • Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала 1250-1450 об/мин – 883 Нм (90 кгс.м);
  • Минимальный удельный расход топлива – 214 г/кВт.

Двигатель оснащается предпусковым подогревателем ПЖД-44МБУ.

Цена

Так как автомобиль МАЗ 255 больше не производится приобрести можно только машину с пробегом. Цена за 15-20-ти летние машины начинается от 300 тыс.руб. Есть экземпляры, снятые с хранения. Цена на такие машины после расконсервации может доходить до 2 млн. 500 тыс. руб.

Оставить комментарий