КРАЗ 260

Мощные грузовики КРАЗ давно снискали себе славу непревзойденных покорителей бездорожья. История их создания началась в конце 50-х годов 20-го века. В то время народному хозяйству требовались надежные и недорогие в производстве автомобили-тягачи с широким функционалом и повышенными внедорожными характеристиками. Как показала практика, Кременчугский автомобильный завод отлично справился с этой задачей (расположен в г. Кременчуг, Полтавская область, Украина). Серийный выпуск первых КРАЗов был налажен к началу 1960 года, а спустя восемь лет ворота предприятия покинул 100-тысячный грузовик. К 1972 году линейка грузовиков насчитывала шесть моделей, выпускавшихся массово-поточным способом. Конструкция машин постоянно совершенствовалась, место устаревших моделей на конвейере занимали новые модели. На смену универсального грузовика КРАЗ 255 пришел трехосный вездеход с отраслевым индексом КРАЗ 260. В разработке автомобиля принимали участие как кременчугские автомобилестроители, так и специалисты из НАМИ (ныне Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт, Россия), и Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана. Сотрудничество оказалось плодотворным и в 1979 году была произведена первая промышленно-экспериментальная партия КРАЗ 260. В 1981 году стартовала конвейерная сборка нового тягача. До 1993 года было собрано чуть более 15-ти тысяч экземпляров машины, после чего КРАЗ 260 уступил место на конвейере более современному КРАЗ 6322.

Навигация по статье

Назначение

Как и предшественники, МАЗ 260 разрабатывался как универсальная машина с широкими функциональными возможностями как в гражданской, так и в военной сферах. Мощная, усиленная во всех узлах и агрегатах конструкция указывает на возможность использования КРАЗ 260 как на обычных трассах, так и в условиях сложной дорожной обстановки или на бездорожье. Первоначальным заказчиком машины считается Министерство обороны. К задачам машины относились: перевозка людей и военного имущества, боеприпасов, обеспечение войск топливом, буксировка систем вооружений, установка на шасси систем вооружения, радиоэлектронной борьбы, инженерных машин и другого оборудования. Сфера гражданского применения практически безгранична. Автомобиль оборудованный под определенные производственные цели используется в дорожном строительстве и при возведении зданий, на металлургических производствах, в сельском хозяйстве, при горнодобыче и в лесозаготовительной области и других сферах. В аэропортах и на аэродромах МАЗ 260 используется в качестве топливозаправщиков и аэродромных тягачей.

Модификации

Вариантов комплектации КРАЗ 260 насчитывается более ста. К основным модификациям можно отнести:

  • КРАЗ -260 – базовая модель в исполнении бортового грузовика или шасси. Выпускалась на протяжении всего периода производства;
  • КРАЗ-260Г – шасси с удлинённой базой под установку специального оборудования;
  • КРАЗ–260В – модификация в качестве седельного тягача с укороченной базой;
  • КРА–260Д – седельный тягач, для активного автопоезда. Выпущен опытно-промышленной партией (22 единицы);
  • КРАЗ-6437 – модификация лесовоза грузоподъемностью до 30 тонн.

Большое количество машин армейского назначения выполняет роль мобильных пантоно- и мостостроителей, станций по опреснению воды, а также передвижных банно-прачечных комбинатов.

Технические характеристики

КРАЗ 260 в базовом исполнении представляет собой трехосный внедорожник с колесной формулой 6Х6. В отличие от предшественников кабина целиком выполнена из металла методом штамповки. Для увеличения грузоподъемности кабина сдвинута вперед, однако переднемоторная компоновка сохранена. Все силовые элементы закреплены на лонжеронной раме лестничного типа. Грузовая платформа выполнена из листового металла. Надставные борта – из деревянных досок. Стандартно кузов комплектуется скамейками, металлическими дугами и тентом. Повышенной проходимости способствуют короткие передний и задние свесы, большой дорожный просвет (370 мм), система изменения давления в шинах, односкатная ошиновка широкопрофильной резиной всех колес, полный привод и наличие лебедки.

Трансмиссия

Трансмиссия КРАЗ 260 оснащается четырехступенчатой механикой с демультипликатором, удваивающим число передач (ЯМЗ-238Б). Синхронизирующие устройства установлены на всех передачах, кроме заднего хода. Сцепление двухдисковое, фрикционное, сухое. Привод сцепления – гидропневматический. 2-х ступенчатая раздаточная коробка с блокируемым межосевым дифференциалом распределяет усилие между передним мостом и задней тележкой в отношении 1:2. Карданная передача включает в себя четыре карданных вала. Поворот управляемых колес на переднем ведущем мосте осуществляется посредством шарниров равных угловых скоростей (ШРУС) типа «Тракта». Средний мост – проходной. Мосты задней тележки оборудованы блокировкой межколесных дифференциалов с электропневматическим приводом включения. Передаточное отношение главной передачи – 8,173.

Подвеска и ходовая часть

Передняя подвеска – рессорная, задняя – балансирная, с шестью реактивными штангами. Рабочая тормозная система оснащена исполнительными устройствами барабанного типа. Двухконтурный пневматический привод разведен: первый контур – передний и средний мост, второй контур – задний мост. Стояночный тормоз приводится в рабочее состояние пневматическим приводом тормоза тележки от пружинных энергоаккумуляторов. Запасной и стояночный тормоза совмещены. Колеса бездисковые, с размером обода 440-533. Шины мод. ВИД-201 имеют размеры 1300Х530Х-533. В комплекте автомобиля находится одно запасное колесо.

Веса и нагрузки

Автомобиль снаряженной массой 11750 кг, и грузоподъемностью 9500 кг, способен буксировать прицепы по дорогам с твердым покрытием общей массой до 30 тонн, в условиях плохих дорог и по бездорожью – до 10 тонн. Имеющаяся лебедка барабанного типа, с приводом от раздаточной коробки через карданный вал способна развивать усилие от 8 до 12 ТС. Отбор мощности от раздаточной коробки может производится в следующем соотношении: на стоянке 40%, в движении 20% от мощности силовой установки.

Электрооборудование

До 1963 года КРАЗ выпускал машины с 12-вольтовой схемой электрооборудования. Все машины, выпущенные позднее – 24-вольтовые. Для обеспечения пуска двигателя и бортовых потребителей электроэнергией, на КРАЗ 260 устанавливаются стартерные, свинцовые аккумуляторы типа 6-СТ-190 соединенные последовательно. Для их зарядки и обеспечения током постоянного напряжения систем автомобиля и прицепных устройств используется генератор Г-288Е с регулятором напряжения.

Особенности и эксплуатация

КРАЗ 260 является по сути усовершенствованной версией предыдущих моделей. Новая, цельнометаллическая трехместная кабина с улучшенной обзорностью и обновленной системой вентиляции и обогрева существенно увеличили комфортность водителя и пассажиров. На крыше кабины штатно стал устанавливаться фароискатель – незаменимая вещи в условиях плохой видимости. В подкапотном пространстве стали устанавливаться два воздухоочистителя, а глубина преодолеваемого брода была увеличена с 1 м на КРАЗ 255 до 1,2 м.С увеличением мощности силовой установки увеличилась, и максимальная скорость до 80 км/ч. Интересной особенностью КРАЗ 260 является отсутствие глушителя в системе выпуска отработанных газов. Часть их энергии забирает на себя турбина нагнетателя двигателя, и в дальнейшем звук проходя через выхлопную трубу, на выходе приобретает вполне приемлемые показатели шума. Двигатель, оснащенный электро-факельным устройством (ЭФУ) и предпусковым подогревателем обеспечивает надежную эксплуатацию машины даже при сильных морозах. Два топливных бака по 175 л. каждый и один дополнительный бак на 50 л. обеспечивают запас хода автомобиля около 1000 км. За кабиной, со стороны водителя устанавливается закрываемый металлический ящик для ЗИПа, что достаточно удобно, при необходимости использования инструмента в дороге. Путем доработки узлов и деталей МАЗ 255 на МАЗ 260 удалось в среднем увеличить скорость на 10%, грузоподъемность на 25%, снизив при этом на 8% расход топлива. Как и большинство моделей КРАЗ грузовик отличается серьезным эксплуатационным ресурсом. На дорогах ближнего и дальнего зарубежья довольно часто встречаются 20-летние МАЗ 260 прекрасно справляющиеся со своими функциями и находящимися в хорошем техническом состоянии. Частные лица и организации с удовольствием приобретают автомобили, снятые с хранения в воинских частях и выставленные на продажу, так как цена существенно ниже современных аналогов. Да и наличие запасных частей не проблема. В случае необходимости можно заменить двигатель 238-й серии, до сих пор производящийся на Ярославском моторном заводе.

Видео

Двигатель

МАЗ 260 стал первой моделью Кременчугского автозавода, на который стали устанавливать силовые установки, оснащенные газотурбинным наддувом. На моделях первых годов выпуска стоял ЯМЗ-238Л. С 1984 года он был заменен на ЯМЗ-238А.

Общие параметры ЯМЗ-238А

  • Тип – дизельный с турбонаддувом;
  • Число и расположение цилиндров – 8, V-образное;
  • Рабочий объем – 14, 86 л;
  • Мощность – 300 л.с. (220кВт);
  • Крутящий момент при оборотах коленчатого вала 1500 об/мин – 1079 Нм (110 кгс.м);
  • Степень сжатия 15,2;
  • Вес – 1615 кг.

Цена

Так как выпуск КРАЗ 260 был завершен 15 лет назад, на рынке большегрузной техники встречается только автомобиле с пробегом. В зависимости от технического состояния, модификации и комплектации автомобиль можно приобрести за сумму от 300 тыс. руб. до 900 тыс. руб. Стоимость новых автомобилей, снятых с хранения может достигать 2 млн. руб.


Оставить комментарий