МТЗ-82

Трактор МТЗ-82 впервые был выпущен в 1974 году на Минском тракторном заводе и является заменой предыдущей модели колесного типа передвижения, а именно МТЗ-52. МТЗ-82 рассчитан на выполнение всех необходимых работ сельского хозяйства, но помимо этого данная машина также востребована в лесном хозяйстве, коммунальном, ну и для проделывания некоторых строительных работ, где от трактора требуется транспортировка грузов, используя в работе прицепы и другое дополнительное оборудование. В отличие от МТЗ-52 данный трактор имеет полный привод, что позволило значительно повысить проходимые качества машины, а соответственно и расширить спектр выполняемых им работ. По стандарту трактор имеет полурамную конструкцию, увеличенные колеса задних полуосей и уменьшенные передние. За все время производства трактор перенес множество изменений, касаясь его внешнего вида, а также и технических характеристик. Оснащается 80-ти сильным агрегатом, который является также разработкой Минского моторного завода. Сам же двигатель изготавливается под маркой Д-243 и в отличие от большинства других агрегатов, устанавливаемых на трактора, не имеет систему турбонаддува. Работает также на дизельном топливе. Благодаря довольно неплохому тяговому усилию, трактор МТЗ-82 был отнесен к классу 1.4 специальных тяговых машин.

Навигация по статье

Назначение

Предназначение данного трактора довольно широкое, так как он может эксплуатироваться в проделывании практически всех необходимых работ сельских хозяйств, лесных, некоторых строительных, а также МТЗ-82 часто используется и в коммунальных целях. Теперь же рассмотрим каждую сферу работы данной машины:

В сельских хозяйствах трактор способен провести полный комплекс необходимых работ, применяя в процессе разнообразные дополнительные агрегаты, как навесные, так и прицепные. Он востребован в таких видах работы, как вспахивание поля с различным по структуре грунтом, культивирование, обработка плодородного слоя почвы перед посевными действиями, процесс посева, ну и сборка урожая, а также и его транспортировка.

В проведении лесных работ данный трактор обрел довольно большую популярность благодаря хорошим тяговым характеристикам, маневренности и, что является самым необходимым — проходимость. В основном трактор МТЗ-82 используется для погрузки, разгрузки и транспортировки леса. Для выполнения таких целей трактор агрегатируется специальным бревнозахватом. Также для работы в лесу на трактор устанавливаются колеса большего размера, что позволяет повысить его проходимые качества.

В строительстве каких-либо объектов трактор применяет в работе специальное навесное оборудование (ковши, отвалы и другое), что позволяет ему проделывать различные землеройные виды работ. Но помимо этого, трактор также может выполнять и транспортировку разнообразных грузов, в том числе строительные материалы и оборудование, используя в процессе работы бортовые прицепы.

В коммунальных целях МТЗ-82 служит для расчистки дорожных участков, улиц, различных площадей и многих других территорий от большой снежной массы и листьев. В данном случае трактор агрегатируется с разнообразными фронтальными отвалами. Но помимо этого трактор также предназначен и для очистки участков от пыли и другого грязного покрытия, применяя в работе специальное заднее навесное щеточное оборудование.

Навесное оборудование

Обрести довольно большую популярность трактор МТЗ-82 позволили не только его неплохие, а даже хорошие технические характеристики, проходимость и простота эксплуатации и дальнейшего обслуживания, но также и возможность агрегатирования трактор с довольно большим количеством разнообразных навесных приспособлений, как задних, так и фронтальных. Для проделывания необходимых работ используется следующее оборудование:

  • Оборудование, применяемое в процессе кошения различной растительности.
  • Приспособления, применяемые для культивирования почвы. Устанавливается данный вид оборудования на заднюю навеску трактора.
  • Оборудование чизельного типа, устанавливаемое также на заднее устройство машины.
  • Различные фронтальные отвалы, применяемые для проведения дорожных и строительных работ.
  • Щеточное навесное оборудование УМДУ-80/82.02, предназначенное для расчистки дорожных участков, улиц, различных площадок и необходимых территорий от пыли и многих других загрязнений. Устанавливается к заднему устройству машины.
  • Оборудование, предназначенное для очистки различных площадок от большой массы снега. Быть точнее, это фронтальные отвалы, каждый из которых имеет свой тип управления, а именно это ручной поворот или же гидравлический.
  • Агрегаты, применяемые в процессе различных погрузочных работ. Данный тип оборудования имеет несколько версий, отличающихся друг от друга своей грузоподъемностью и объемом. А именно это ПФН-0.38 (может выдержать груз массой не более 750 килограмм, вмещает в себя 380 кубических сантиметров), ПФН-0.8 (может выдержать груз массой не более 1200 килограмм, вмещает в себя 800 кубических сантиметров), ПФН-0.9 (масса максимально удерживаемого груза составляет не более 1350 килограмм, вмещает в себя 900 кубических сантиметров). Ну и последний агрегат ПФН-12, по грузоподъемности идентичен с ПФН-0.8, но отличается от него увеличенным объемом, а именно 1200 кубических сантиметров.
  • Специальное землеройное оборудование, включающее в себя задние ковши и гидравлический манипулятор. Всего имеется три ковша, именуемые как ПФН-0.38, ПФН-0.8 и ПФН-0.9. Также существуют и двухчелюстные ковши, того же объема, что и у предыдущих.
  • Оборудование для проделывания необходимых работ лесного хозяйства — бревнозахваты. Существуют следующие версии: ПФН-0.38, ПФН-0.8, ПФН-0.9, ну и ПФН-12.
  •  Фронтальные вилы штыкового типа, которые применяются в сельском хозяйстве для сбора различной растительности (силос, сено и многое другое). Имеются такие модели, как ПФН-0.38, ПФН-0.8, ПФН-0.9 и ПФН -12.
  • Гидравлические бурильные агрегаты. Имеется несколько версий, именуемые как и предыдущие агрегаты, а именно это ПФН-0.38, ПФН-0.8, ПФН-0.9 и, конечно же, ПФН-12.
  • Вилы, предназначенные для работы в лесных хозяйствах. Изготавливаются под версией ПКУ-0.8.
  • Вилы для погрузки рулонов ПФ-1.
  • Штабелеровочное оборудование ПФ-1.

Модификации

После выпуска первых образцов трактора МТЗ-82, производителем было решено создать модели с акцентом на определенные сферы работ, в результате было разработано несколько модифицированных версий. Теперь же перейдем к самим модификациям:

  1. Модификация МТЗ-82-Н. Была разработана специально для эксплуатации в горах и других неровных участках, где имеется большое количество склонов. В данной версии был понижен центр тяжести. Достигнуто это было за счет колес уменьшенного диаметра, как передней оси, так и задних полуосей, что в свою очередь позволило повысить устойчивость трактора, как продольную, так и боковую. Также в данной модификации, в отличие от базового МТЗ-82, было установлено специальное сидение, меняющее свой наклон в зависимости от положения трактора, а именно угла. Благодаря этому была повышена комфортабельность при эксплуатации на крутых склонах, что в горных условиях также является плюсом. Внешне и технически трактор полностью идентичен с базовой моделью (за исключением установленных колес). Максимальный преодолеваемый угол наклона составляет не более 10 градусов.
  2. Модификация МТЗ-82-К. Является универсальной пропашной машиной, которая предназначена для выполнения работ, так же как и предыдущая модификация, на неровных местностях, в том числе и склонах. В разработке данной модели принимали участие Минский тракторный завод и Всесоюзный (в настоящее время всероссийский) научно-исследовательский институт (сокращенно ВНИИ). Несколько первых моделей сошли с конвейера еще в далеком в 1968 году, но только с 1974 года трактор стал проходить всесторонние лабораторные и государственные испытания, для того чтобы выявить все недоработки и подготовить трактор полноценной работе. В результате трактор получил бортовые качающиеся редукторы, механизмы выравнивания, а также и стабилизацию остова. В плане технических характеристик и внешнего вида МТЗ-82-К также полностью идентичен с базовой версией трактора. Максимальный преодолеваемый угол наклона составляет не более 20 градусов.
  3. Модификация МТЗ-80-Х. Как было указано ранее, данный трактор является преемником МТЗ-50, поэтому данная модель схожа с модифицированной версией МТЗ-50-Х, но в этой передняя ось имеет несколько другую конструкцию (на передней оси установлено лишь одно направляющее колесо). Это позволило повысить маневренность машины, что в работе на хлопковых полях является важным значением. Также было добавлено несколько дополнительных редукторов, что относится к изменению узлов конечных передач трактора.
  4. Модификация МТЗ-82.1. Данный трактор мало чем отличается от базовой машины. Технические характеристики, оснащения и электрооборудование остались без каких-либо изменений, это же качается и внешний вид трактора. Была немного изменена лишь кабина, в которой была повышена комфортабельность в результате расширения пространства кабины. Позже данная модель получила полный привод и увеличенные колеса передней оси, что позволило немного повысить проходимые качества трактора. Но стоит отметить, что такая версия выпускается под названием МТЗ-82.1-23/12 так как является своеобразной, как бы это не звучало, модификацией предыдущей модифицированной версии МТЗ-82.1
  5. Модификация МТЗ-82-В. Данная модель была разработана специально для выполнения таких работ, как возделывание хлопка при междурядье до 60 сантиметров. Так же, как и базовый трактор, эта модификация может агрегатироваться с дополнительными навесными агрегатами, правда не со всеми.
  6. Модификация МТЗ-82-Р. В данной модификации изменения коснулись технических характеристик, а именно был установлен более мощный силовой агрегат, рабочий объем которого составляет 4.75 литров. Также эта версия получила полный привод, что с учетом мощности машины, позволило достигнуть довольно высокую проходимость. Сам же трактор изначально, а именно на стадии разработки предназначался лишь для работы на рисовых полях, но благодаря хорошим характеристикам, МТЗ-82-Р может также выполнять и другую работу, что и базовая машина.
  7. Модификация МТЗ-82-Т. В целом данная версия является сельскохозяйственной машиной, которая выполняет в основном такие работы, как сборка и уход за овощами и другими сельскохозяйственными культурами. В целях повышения проходимости, что в работе на полях является немаловажным параметром, был увеличен дорожный просвет, он же агротехнический. В плане остальных технических характеристик МТЗ-82-Т является тем же базовым трактором.

Стоит также отметить, что все вышеперечисленные машины хоть, и предназначены лишь для определенного вида каких-либо работ, но также зачастую эксплуатируются и в обыкновенных целях, как правило, это вспашка, транспортировка и множество других работ. Это объясняется не только достаточно мощным силовым агрегатом, но и возможностью агрегатировать трактор практически со всем ранее указанным оборудованием, как навесным, так и прицепным.

Технические характеристики

Вся конструкция трактора МТЗ-82 составляет 3850 килограмм, когда машина полностью готовая к эксплуатации имеет массу в 4000 килограмм. Установлен 130-ти литровый бак для дизельного топлива, позволяющий не прерывать рабочий процесс для дозаправки. При средних нагрузках трактор расходует за один час работы 220 грамм горючего на один киловатт, что является довольно хорошим показателем в плане экономичности.

В длину конструкция данного трактора составляет 3920 миллиметров, ну а в ширину (учитывая концы задних полуосей) 1960 миллиметров. Высота трактора МТЗ-82 составляет 2770 миллиметров. Агротехнический просвет у данной машины равняется 465 миллиметрам. Колея передних колес обладает значением в 1430 миллиметров, а задних немного меньше — 1400 миллиметров. В целях повышения проходимости трактора, расстояние между его колесами может быть расширено. Это достигается разворотом колес на 180 градусов и тогда колея передних колес получает значение в 1990 миллиметров, а задних 2100 миллиметров.

На все модели трактора (модифицированные версии и базовая) устанавливаются «сухие» дисковые тормоза, как стояночный, так и основные. Передний мост трактора оснащен самоблокирующимся дифференциалом, что также влияет на проходимость машины, за счет исключения пробуксовки колес передней оси.

По стандарту данный трактор имеет раздельно-агрегатную гидравлическую систему, которая располагается в задней части машины. Она имеет три пары гидравлических выводов, а ее максимальная грузоподъемность доходит до отметки в 3200 килограмм, что является довольно хорошим показателем для проделывания практически всех необходимых работ сельского хозяйства, а также и строительства. При эксплуатации давление всей гидравлики доходит до 200 килограмм на один квадратный сантиметр. Также установлен и гидравлический насос, производительность которого составляет 45 литров жидкости за одну минуту.

На заводе МТЗ-82 оснащают силовым агрегатом Д-243, который является разработкой Минского моторного завода. Работает, как и во многих других специальных машинах, на дизельном топливе, развивая максимальную мощность 60 киловатт или же 80 лошадиных сил. Стоит отметить, что данный агрегат также устанавливается на предыдущую модель, как раз в связи с этим трактор и получил название МТЗ-80. Также этот двигатель может вполне похвастаться довольно неплохим крутящим моментом, который достигает 290 Нм.

Трансмиссия МТЗ-82 состоит из однодискового «сухого» сцепления и синхронизированной девяти-ступенчатой механической коробки переключения передач, имеющую редуктор удваивающий количество передач. В итоге имеем 18 передач, предназначенных для передвижения машины вперед и 4 передачи для передвижения назад. Трактор может развить максимальную скорость почти в 34 километра в час (точным значением является 33.7 километра в час).

Также установлен гидравлический усилитель руля, который позволяет без особых усилий выполнить поворот техники. Рулевая трапеция имеет один гидравлический цилиндр.

Особенности

На протяжении всех лет производства данного трактора, МТЗ-82 отлично зарекомендовал себя как универсальная, довольно мощная и высоконадежная машина. И ведь неспроста, ведь эта техника уже проверена годами на полях сельского хозяйства, лесных и горных территорий, а также и на строительных площадках. Данный трактор способен провести комплексную работу во многих сферах, так как в процессе работы благодаря раздельно-агрегатной гидравлической системе, а также заднему валу отбора мощности, могут применяться разнообразные дополнительные агрегаты, как навесного вида, так и прицепного. При средних нагрузках трактор расходует за один час работы 220 грамм горючего на один киловатт, что является довольно хорошим показателем в плане экономичности.

Для продолжительной эксплуатации машины в неблагоприятных погодных условиях, кабина трактора имеет отопитель, систему фильтрации воздуха поступающего снаружи в кабину, в которой помимо самой очистки от пыли, воздух еще подогревается до определенной температуры, что позволяет удерживать комфортный микроклимат кабины при работе на морозе или же других низких температур окружающей среды. Также стоит отметить, что кабина данного трактора унифицированного типа. За безопасность при различных авариях и опрокидываний трактора, отвечает специальный защитный каркас, вмонтированный в саму кабину. Изготовлен же он из высокопрочной стали.

Также одним из главных параметров в абсолютно любой специальной технике, будь то трактора или же грузовики, является обзор окружающей местности с кабины. У данного же трактора с этим все в порядке, ведь обзор действительно очень хорош. При работе оператор может заметить каждую мелочь, которая, казалось бы, находится в мертвой зоне видимости. Это было получено благодаря большой площади остекления по всему периметру кабины. Также стоит отметить, что заднее окно при необходимости можно открыть, это же касается и боковых окон.

Трактор МТЗ-82 был разработан и собран действительно на совесть, так как его эксплуатационный ресурс довольно большой. Также в случае обнаружения какой-либо неполадки в механизмах машины при проведении работ, на поиски определенной поломки не уйдет много времени, так как все узлы и механизмы расположены в удобном порядке, а также, что самое главное, они на виду. Своей ремонтопригодностью славятся абсолютно все машины Минского тракторного завода, в том числе и данный трактор. Его дальнейшее обслуживание, поиск и приобретение необходимых деталей не ударят по финансам, ведь машина довольно экономичная, ну а запасные части имеют доступную стоимость.

И, пожалуй, самой последней особенностью трактора МТЗ-82 является его низкая стоимость в сравнении с другими европейскими (и не только) аналогами класса 1.4 тяговых спецмашин.

Видео

Двигатель

Для трактора МТЗ-82 используется разработка Минского моторного завода, а именно двигатель Д-243. Этот агрегат работает на дизельном топливе, что является стандартом практически для всех двигателей различной специальной техники. Расходуя при средних нагрузках за один час работы всего 220 грамм на один киловатт, он развивает максимальную мощность в 60 киловатт или же 80 лошадиных сил. По достижению определенных оборотов коленчатого вала, им достигается 290 Нм крутящего момента, когда коэффициент запаса равняется 15 процентам. Впрыск топлива в камеры сгорания у данного агрегата непосредственного типа. От перегрева при эксплуатации с высокой нагрузкой или же просто при довольно больших температурах окружающей среды, Д-243 защищен жидкостной системой охлаждения с принудительной циркуляцией.

В диаметре каждый цилиндр равняется 110 миллиметрам. Ход поршней Д-243 составляет 125 миллиметров. Максимальное количество вращений коленчатого вала доходит до отметки в 2200 оборотов в минуту. Полностью собранный силовой агрегат без какой-либо жидкости внутри обладает массой в 430 килограмм.

Цена нового и б/у

В настоящее время стоимость на трактор МТЗ-82 начинается от одного миллиона рублей и заканчивается двумя миллионами российских рублей. Именно такую стоимость имеет трактор в новом состоянии, продаваемый официальным дилером данной техники. Цена принимает такие значения в зависимости от года производства, версии (модифицированная либо базовая модель), комплектации (в том числе и дополнительные оснащения по желанию покупателя, но чаще всего это пассажирское сидение), а также и от установки на него разнообразных дополнительных навесных приспособлений. Но в основном выставляется на продажу лишь сам трактор, а именно без дополнительных агрегатов.

Подержанный МТЗ-82 обладает стоимостью намного ниже. Самый дешевый трактор на данный момент имеет стоимость всего в 200 тысяч рублей, когда цена самого дорого доходит до одного миллиона российских рублей. Как правило, цена такой машины может изменяться в зависимости от того же года производства, общего состояния (требуется ли капитальный, устранение некоторых неисправностей или же трактор полностью готов к эксплуатации), версии, ну и также от установленного дополнительного оборудования, как навесного, так и прицепного.


Оставить комментарий