ЗИЛ 431410

Серийный выпуск семейства автомобилей ЗИЛ 130 на заводе им. Лихачева в г. Москва был начат в 1964 году. Испытания первых опытных образцов машины начались еще в конце 1956 года, и до момента запуска в серию конструкция менялась и совершенствовалась. Первая экспериментальная партия в 1962 году была отправлена в Северные районы СССР для пробега и доводки. ЗИЛ 130 должен был сменить на производственной линии морально устаревший ЗИЛ 164. Изначально на новую машину даже устанавливался бензиновый шестицилиндровый двигатель от предыдущей модели. Однако проведенная работа дала хорошие результаты. Часть дизайнерских решений была заимствована от американских грузовых автомобилей Ford. В результате свет увидел современный, по меркам 60-х годов прошлого столетия, грузовик. Базовая комплектация автомобиля включала гидроусилитель руля, пятиступенчатую механическую коробку передач с синхронизаторами, узнаваемую бело-голубую цельнометаллическую кабину. Спустя десять лет на заводе им. Лихачева планировалось запустить в производство новую дизельную модификацию машины ЗИЛ 170, однако по ряду причин машина в серийное производство не пошла. ЗИЛ 130 остался на конвейере и выпускался еще несколько десятилетий. Машина за эти годы прошла несколько крупных модернизаций. За все годы было выпущено более трех с половиной миллионов экземпляров машины в более восьмидесяти вариантах серийных и опытных образцов. В связи с переходом на новые отраслевые стандарты ЗИЛ 130 в 1986 году получил обозначение ЗИЛ 431410 и в дальнейшем выпускался под новым индексом.

Навигация по статье

Назначение

ЗИЛ 431410 изначально разрабатывался как универсальный грузовой автомобиль для использования в вооруженных силах и народном хозяйстве. На армейские модификации устанавливались кабины цвета хаки. Бортовые армейские машины использовались для перевозки грузов военного назначения и личного состава. На шасси устанавливались КУНГИ, цистерны для воды и топлива, а также различные виды вооружения. Автомобиль широко использовался практически во всех сферах народного хозяйства. Самосвальные версии были задействованы для перевозки сыпучих грузов на строительстве и производстве. Специальные модификации ЗИЛ 431410 «Сельхозник» задействовались для перевозки грузов в сельском хозяйстве. Шасси со специальным оборудованием предназначались для выполнения работ в коммунальной сфере, а также для использования экстренными и техническими городскими службами. В зависимости от комплектации ЗИЛ 431410 предназначались для работ, как в условиях Севера, так и для эксплуатации в регионах с жарким климатом.
На базе ЗИЛ 431410 также было создано множество специальных машин для обеспечения работы гражданских аэропортов и военных аэродромов.

Модификации

При запуске ЗИЛ 130 в серийное производство планировался выпуск только шести модификаций базовой модели. Однако автомобиль оказался настолько удачным и востребованным, что общее число серийных и опытных моделей, выпущенных на различных производственных площадях, превышает семь десятков единиц. К основным модификациям ЗИЛ 431410 можно отнести:

  • ЗИЛ 431510 — автомобиль – тягач для перевозки грузов малой плотности и длинномерных грузов. Отличается от базового автомобиля увеличенной колесной базой и размерами платформы и карданного вала;
  • ЗИЛ 441510 – седельный тягач, для работы в составе автопоезда. Имеет укороченную базу, один карданный вал, и два топливных бака общим объемом 250 литров;
  • ЗИЛ 431810; ЗИЛ 431610; ЗИЛ 441610 – автомобили с установленным газобаллонным оборудованием для работы на газу. Предназначены для тех же видов работ, что и базовые модификации, работающие на бензине. Не комплектуются предпусковыми подогревателями. Бензиновая система питания топливом предусматривается как резервная.

Практически все модификации оснащались бензиновыми карбюраторными моторами. Начиная с 1987 был налажен выпуск ЗИЛ 4331, являвшегося приемником ЗИЛ 431410. Новый автомобиль получил дизельную силовую установку собственной разработки ЗИЛ-645. Часть машин ЗИЛ 4331 была оснащена минскими дизелями серии Д-245. Однако дизельный мотор был установлен лишь на небольшое количество выпущенных машин. Основная масса модификаций по-прежнему имела бензиновый двигатель, не отличающийся особой экономичностью.

В конструкцию автомобиля ЗИЛ 130 изначально были заложены возможности модернизации. Машина не только постоянно совершенствовалась, но и стала основой для создания машин на других машиностроительных предприятиях. На автозаводе «Амур» в г. Новоуральске Свердловской области ЗИЛ 431410 выпускался с 1992 по 1998 год. Впоследствии некоторые узлы и механизмы использовались в грузовых автомобилях АМУР 53131, являющихся по сути дизельной, глубокомодернизированной версией 130-й модели.

Технические характеристики

Бортовой грузовик-тягач ЗИЛ 431410 представляет собой автомобиль с колесной формулой 4х2 с кузовом, имеющим деревянную платформу, усиленную металлическими элементами. Задний и боковые борта – откидные. Предусматривается возможность установки надставных бортов и тента. Кабина цельнометаллическая, трехместная.

Основные размеры и весовые параметры

  • Длина – 6675 мм;
  • Высота – 2400 мм;
  • Ширина – 1800 мм;
  • Снаряженная масса автомобиля – 4175 кг;
  • Полная масса грузовика 10400 кг;
  • Грузоподъемность – 6000 кг;
  • Вес буксируемого прицепа – 8000 кг;

Динамические характеристики

  • Максимальная скорость, заявленная производителем – 90 км/ч;
  • Максимальная скорость движения в составе автопоезда – 80 км/ч;
  • Время разгона автомобиля до 60 км/ч – 35 сек;
  • Тормозной путь на скорости 60 км/ч – автомобиля 25 м, автопоезда 26,5 м;
  • Максимальный угол подъема – автомобиля 31 град, автопоезда 16 град;
  • Габаритный радиус поворота автомобиля – 8,9 м;
  • Средний показатель расхода топлива – автомобиля 25,8 л, автопоезда 33 л.

Трансмиссия

Механическая, пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на 2-й, 3-й, 4-й и 5-й передачах обеспечивает движение пятью скоростями вперед и одной назад. Однодисковое фрикционное сцепление с периферийными пружинами имеет механический привод выключения. Два последовательно расположенных карданных вала с опорным подшипником обеспечивают через задний мост привод на спаренные задние колеса. Главная передача либо одинарная гипоидная, либо двойная с косозубой и прямозубой парой.

Ходовая часть

Передняя подвеска собрана на двух полуэллиптических рессорах со скользящими задними концами и оборудована двумя гидравлическими амортизаторами двойного действия. Задняя подвеска имеет пару основных и пару дополнительных рессор. На дисковых колесах устанавливаются шины размером 260R508 с возможностью использования шин ВИ-244. Основная тормозная система барабанного типа с пневматическим приводом на все колеса. Стояночный тормоз имеет пневматический привод. Тормозная система оборудована запасным тормозом, двумя пружинными энергоаккумуляторами, и спиртовым противоконденсатным предохранителем.

Электрооборудование

Система электропитания ЗИЛ 431410 рассчитана на 12 вольт. В качестве источника электроэнергии используется АКБ типа 6СТ-90ЭМ и стартер СТ230-К1. В системе зажигания применяется коммутатор транзисторного типа ТК102-А.

Особенности и эксплуатация

Базовой модификацией двухосных автомобилей с колесной формулой 4Х2 является бортовой автомобиль -тягач ЗИЛ 431410. В цельнометаллической кабине использовалось одинарное панорамное окно, оборудованное омывателем и двумя стеклоочистителями с электроприводом. Комфортное управления автомобилем обеспечивается регулируемым в трех позициях сидением водителя и установленным гидроусилителем руля. Для перевозки инструмента, используемого для текущего ремонта, слева, в задней части автомобиля под платформой устанавливался специальный металлический ящик. В задней части автомобиля на раме закреплена розетка, для подключения осветительных приборов прицепа. В отличие от предыдущих версий машины, на ЗИЛ 431410 был установлен новый, специально разработанный и более информативный щиток приборов.
Одной из особенностей автомобиля является использование боковых бортов кузова, состоящих из двух частей, что достаточно удобно при различных видах погрузочно-разгрузочных работ.

Двигатель

Спереди, продольно под капотом аллигаторного типа на автомобиле ЗИЛ 431410 устанавливается четырехтактный бензиновый силовой агрегат с водяным охлаждением ЗИЛ 508.10.

Основные характеристики:

  • Количество и расположение цилиндров -8, V-образное;
  • Угол развала цилиндров – 90 град;
  • Число и расположение клапанов – 16, верхнее;
  • Рабочий объем – 6 л;
  • Номинальная мощность при частоте вращения коленчатого вала 3200 об/мин – 150 л.с. (110,4 кВт);
  • Максимальный крутящий момент про частоте вращения коленчатого вала 1800-200 об/мин – 401,8 Нм;
  • Минимальный удельный расход топлива – 313 г/кВт*ч;
  • Степень сжатия – 6,5;
  • Используемое топливо – бензин АИ-76.

Незначительное число модификаций ЗИЛ 431410 также оснащались дизельными установками отечественного и зарубежного производства, однако их крупносерийное производство налажено не было.

Цена

Так как производство ЗИЛ 431410 прекращено более 15 лет назад, приобрести можно только подержанный автомобиль с пробегом. В зависимости от модификации, года выпуска и технического состояния стоимость машины на вторичном автомобильном рынке находится в пределах от 50 тыс. руб. до 200 тыс. руб.


Оставить комментарий