КАМАЗ-5320
Стремительно развивающееся народное хозяйство Советского Союза в начале 60-х годов прошлого столетия требовало большого объема перевозок. Во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства стала ощущаться острая нехватка грузовых автомобилей с грузоподъемностью больше 8 тонн. Кроме того, правительством был взят курс на «дизелизацию» грузового автопарка. Требовался надежный грузовик с дизельным двигателем, способный перевозить до 10 тонн груза. За его создание взялись конструктора московского автомобильного завода им. Лихачева. Техническое задание для инженерного состава предполагало создание семейства грузовых автомобилей с колесной формулой 6х4 и полноприводных машин для работы в составе автопоездов общим весом до 26,5 тонн. Создание бескапотных машин было делом новым, и главным конструктором предприятия А.М. Кригером для ознакомления и проведения испытаний было принято решение закупить несколько зарубежных образцов. Выбор был остановлен на американском грузовике «International 220». В результате проведенной работы был создан автомобиль ЗИЛ-170. На грузовик устанавливались двигатели Ярославского моторного завода. Первые пробеговые испытания машины были проведены в мае 1969 года. Серийно ЗИЛ-170 на заводе им. Лихачева не производился. Вся техническая документация была передана на строящийся Камский автомобильный завод. Первым серийно выпускавшимся грузовым автомобилем, прообразом для которого был ЗИЛ-170, стал автомобиль, получивший отраслевой индекс КАМАЗ-5320.
Навигация по статье
Назначение
Дебютная версия КАМАЗа-4320 представляла собой бортовой грузовик-тягач для перевозки грузов разного назначения. Автомобиль предназначался для использования на дорогах общего назначения, как самостоятельно, так и в составе автопоездов. Серийное производство большегрузных грузовиков на Камском автозаводе началось в начале 1976 года. Прирост производства осуществлялся стремительными темпами, и уже через несколько лет КАМАЗовские грузовики можно было встретить практически во всех отраслях народного хозяйства огромной страны. Машина одинаково успешно эксплуатировалась в суровых условиях северных регионов России и в жарком климате среднеазиатских и закавказских республик. КАМАЗЫ-5320 перевозили грузы сельскохозяйственного назначения, использовались на всех видах строительства, заняли свое место в гаражах коммунальных предприятий.
Модификации
Автомобиль КАМАЗ-4320 оказался довольно успешной моделью. В его конструкции было реализовано большое количество передовых для своего времени технических решений. На его базе были созданы седельный тягач КАМАЗ-4320, бортовой грузовик с удлиненной базой КАМАЗ-53212, шасси для установки специального оборудования КАМАЗ-53213, а также целое семейство двухосных машин:
- КАМАЗ-4325 — базовый бортовой грузовик;
- КАМАЗ-5325 – бортовой грузовик с удлиненной базой;
- КАМАЗ-43255- самосвал;
- КАМАЗ-4410 – седельный тягач.
КАМАЗ-532007 и КАМАЗ-532127 были версиями машины для использования в условиях тропического климата. В отличие от базовой модели, КАМАЗ-53212 был оборудован спальным местом водителя и топливными баками емкостью 250 л. и адоптирован для перевозки грузов на большие расстояния.
Первые модели оснащались силовыми установками Ярославского моторного завода. Впоследствии машина получила дизельный агрегат собственного производства.
Отличительной особенностью КАМАЗовских грузовых автомобилей, особенно первых выпусков, является высокая степень унификации узлов и деталей. КАМАЗ-4320 и его модификации производились 25 лет, вплоть до 2001 года. Ему на смену пришли более современные грузовые автомобили. В настоящее время ПАО «КАМАЗ» производится более сорока основных модификаций грузовиков в более чем ста вариантах исполнения.
Технические характеристики
КАМАЗ-5320 – трехосный бортовой грузовой автомобиль с трехместной цельнометаллической бескапотной кабиной и колесной формулой 6х4. Все узлы и агрегаты закреплены на металлической раме. Кабина откидывается вперед на торсионном механизме, обеспечивая доступ к продольнорасположенной силовой установке.
Весовые параметры
- Грузоподъемность – 8000 кг;
- Снаряженная масса автомобиля – 7080 кг;
- Распределение нагрузки – передняя ось 3320 кг, задняя тележка 3760 кг;
- Полная масса грузовика – 15305 кг;
- Распределение нагрузки при полной массе – передняя ось 4375 кг, задняя тележка 10930 кг;
- Допустимая масса прицепа – 11500 кг;
- Полная масса автопоезда – 26805 кг.
Динамические характеристики
- Максимальная скорость автомобиля, заявленная производителем – 80 км/ч;
- Максимальная скорость автопоезда – 80 км/ч;
- Максимально преодолеваемый подъем – автомобилем 30%, автопоездом 18%;
- Выбег автомобиля с 50 км/ч – 700 м;
- Тормозной путь с 60 км/ч – автомобиля 36,7 м, автопоезда 38,5 м;
- Радиус поворота – по внешнему колесу 8,5 м, габаритный 9,3 м.
Трансмиссия
Автомобиль КА МАЗ-4320 оснащается механической, синхронизированной коробкой передач с дистанционным управлением. Она обеспечивает движение автомобиля десятью передачами вперед и двумя назад. КПП пятиступенчатая с передним делителем. Синхронизаторы установлены на 2, 3, 4, и 5 передачах. Делитель оборудован синхронизатором. Привод делителя электропневматического или пневматического типа. Передачу крутящего момента от двигателя на элементы трансмиссии обеспечивает двухдисковое фрикционное сцепление с периферийно расположенными пружинами. Привод сцепления гидравлический, с пневмоусилителем. Главные передачи обоих мостов двойные, имеющие пару конических зубчатых колес со спиральными зубьями, и пару цилиндрических косозубых шестерен. Карданная передача состоит из двух карданных валов. Средний проходной мост оборудован межосевым дифференциалом. Блокировка дифференциала осуществляется посредством электропневматического или пневматического привода.
Ходовая часть
Передняя подвеска выполнена на полуэллиптических рессорах со скользящими задними концами с применением гидравлических амортизаторов двухстороннего действия. Задняя подвеска балансирная, на полуэллиптических рессорах со скользящими концами и шестью реактивными тягами. Сечение листов рессор – Т-образное.
Тормозная система представлена рабочим, стояночным, вспомогательным и запасным тормозом. Рабочая тормозная система барабанного типа на все колеса. Диаметр тормозных барабанов – 400 мм, ширина тормозных накладок 1430 мм. Разжимной механизм – кулачковый. Привод рабочего тормоза пневматический, двухконтурный, с раздельным действием на передние и задние колеса.
Стояночный тормоз на колеса задней тележки от пружинных энергоаккумуляторов с пневмоприводом.
Вспомогательный тормоз в виде моторного замедлителя с расположением механизмов в приемных трубах глушителя. Кнопочный выключатель вспомогательной тормозной системы расположен на полу кабины под рулевой колонкой.
Запасная тормозная система объединена со стояночным тормозом. Для предотвращения замерзания конденсата в пневмоприводе тормозов предусмотрен спиртовой предохранитель.
Привод тормозов прицепа комбинированный и может быть выполнен по одно- или двухпроводной схеме.
Задняя ошиновка автомобиля КАМАЗ-4320 двухскатная. Колеса бездисковые, со съемочными бортовыми и замочными кольцами с размером обода 7,0-20. Шины 12-слойные, радиального типа размером 9.00R20 (260R508). Обычно устанавливаются шины с универсальным рисунком протектора.
Рулевое управление представляет собой рулевой механизм, объединенный с гидроусилителем. Рулевой механизм – винт с шариковой гайкой поршень-рейка, входящая в зацепление с зубчатым сектором вала сошки. Передаточное число – 20. Давление масла в системе гидроусилителя – 80-90 кг/см.кв.
Электрооборудование
Электропроводка автомобиля выполнена по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети 24 В. В качестве источников электрического тока выступают две АКБ напряжением 12 В типа 6-СТ-190 и генератор с выходным напряжением 28 В и мощностью 1000 Вт.
Особенности и эксплуатация
При создании КАМАЗа-5320 были применены самые передовые технические решения, и технологии своего времени. На первых дизельных силовых установках производства Камского автозавода впервые была применена полнопоточная система фильтрации масла с центрифугой. Коленчатый вал, прошедший процесс азотирования обладал повышенными прочностными характеристиками. В двигателе устанавливались металлокерамические направляющие втулки клапанов, нижние поршневые кольца имели молибденовое покрытие, система охлаждения закрытого типа была расчитана на круглогодичное использование «Тосола». В системе очистки воздуха устанавливался сухой элемент, и была применена эжекционная система выброса частиц с использованием выхлопных газов. Установкой мультипликатора в пятиступенчатую коробку передач удалось число скоростей удвоить.
В задней части рамы на КАМАЗ-4320 устанавливается буксирное приспособление с двойной амортизацией, рассчитанное на постоянную работу с прицепом.
Несмотря на то, что КАМАЗ-4320 в основном предполагалось использовать на внутрирегиональных маршрутах, конструкторами еще на этапе разработки была заложена возможность установки кабины со спальным местом для водителя.
Двигатель
Большинство модификаций автомобиля КАМАЗ-4320, которые еще можно встретить на дорогах, оснащены атмосферным, четырехтактным дизельным агрегатом собственного производства КАМАЗ-740.10.
Основные параметры
- Количество и расположение цилиндров – 8, V-образное;
- Угол развала блока цилиндров – 90*;
- Рабочий объем – 10,85 л;
- Номинальная мощность брутто – 210 л.с. (154 кВт);
- Максимальный крутящий момент брутто – 667 Нм;
- Номинальная частота вращения коленчатого вала – 2600 об/мин;
- Минимальный удельный расход топлива – 211 г/кВт.ч;
- Степень сжатия – 17;
- Масса не заправленного смазкой двигателя в комплектности поставки – 750 кг;
- Габаритные размеры – 1150х893х1007 мм.
В базовой комплектации автомобиля на двигатель устанавливается электрофакельное устройство, и опционально предпусковой подогреватель ПЖД-30.
Цена
Приобрести КАМАЗ-4320 возможно только на вторичном рынке автомобилей. Как правило, можно купить бортовой грузовик, переживший один или несколько капитальных ремонтов. В зависимости от технического состояния и года выпуска цена находится в пределах 150-300 тыс.руб.