КАМАЗ-4310

Продукция Камского автомобильного завода в дополнительном представлении не нуждается. На отечественных дорогах, а также в ближнем и дальнем зарубежье часто можно встретить грузовые автомобили с надписью «КАМАЗ» и изображением бегущего дикого скакуна Аргамака. КАМАЗовские седельные тягачи и самосвалы, бортовые машины и шасси для специализированных машин находятся на службе практически во всех отраслях народного хозяйства. Поистине легендарной моделью стала машина, получившая отраслевой индекс КАМАЗ-4310. Грузовик изначально задумывался как многоцелевой автомобиль повышенной проходимости для всестороннего обеспечения войск, как в мирное, так и в военное время. Однако высокие технические характеристики и надежность позволили после некоторой доработки сделать из него гоночную версию для участия в ралли-рейдах. На этом спортивном грузовике участники команды «КАМАЗ-МАСТЕР» множество раз становились победителями и призерами таких престижных гонок как «Ельч», «Париж-Даккар» и многих других ралли. Серийный выпуск КАМАЗ-4310 был начат в начале 80-х годов прошлого столетия. Однако удачные технические решения, высокая надежность и вездеходные свойства и в наши дни делают машину одной из самых востребованных в своем классе.

Назначение

Поступивший в Вооруженные Силы СССР КАМАЗ-4310 стал использоваться как многоцелевой грузовой автомобиль повышенной проходимости для перевозки грузов и личного состава. С установленными на базе автомобиля КУНГами, машина стоит на вооружении в качестве передвижных мастерских, штабов или медицинских пунктов. Довольно часто КАМАЗ-4310 используется для организации работы подразделений МЧС и геолого-разведочных экспедиций. В качестве бортового грузового автомобиля его применяют для перевозки грузов сельскохозяйственного назначения, при строительстве, в охотхозяйствах и на различных производствах. Довольно часто можно встретить КАМАЗ-4310 с установленным подъемным оборудованием и специальным прицепом для погрузки и перевозки древесины в лесозаготовительной отрасли. По заказу некоторые комплектации машины оснащались спальным местом водителя, что давало возможность отдохнуть водителю при перевозках грузов на значительные расстояния. Автомобиль имеет военное происхождение, поэтому конструкция и все системы рассчитаны на эксплуатацию в условиях плохих дорог, в любую погоду и во всех климатических зонах.


Модификации

Кроме базовой модели было выпущено три основных модификации грузовика:

  • Версия 105 с установленным дизельным двигателем КАМАЗ-740.10 мощностью 210 л.с. считается гражданским вариантом автомобиля;
  • Версия 106 с установленным двигателем КАМАЗ-740.10-20 мощностью 220 л.с. пришла на смену КАМАЗ-43105 и получила улучшенные характеристики трансмиссии и элементов подвески;
  • Версия101 заменила в 1989 году на конвейере базовую модель. Был установлен двигатель КАМАЗ-740.10-20 и улучшены некоторые характеристики. В частности была увеличена глубина преодолеваемого брода с предварительной подготовкой с 0,8 до 1,5 метров.
    Кроме того на базе КАМАЗ-4310 был выпущен бронеавтомобиль «Тайфун-1» для обеспечения выполнения задач подразделениями силовых ведомств. С конца 80-х годов на заводе стали изготавливать раллийную версию получившую индекс С4310. Эта модификации постоянно совершенствовалась как по части увеличения мощности силовой установки, так и повышению технических параметров всех узлов и механизмов автомобиля. На спортивную версию в качестве апробации впервые был установлен в 1991 году новый двигатель КАМАЗ-7482. Впоследствии ими стали оснащать серийные КАМАЗовские модели.


Технические характеристики

КАМАЗ-4310 – это полноприводный грузовой автомобиль повышенной проходимости с колесной формулой 6х6. В базовой комплектации на автомобиль устанавливается цельнометаллическая платформа с деревянным настилом и возможностью установки каркаса и тента. При необходимости на платформу ставятся надставные решетчатые борта с откидными скамейками, а также средняя съемная скамейка для перевозки 30 человек. Трехместная кабина расположена над продольно расположенным двигателем. В кабине устанавливается независимый отопитель.

Весовые параметры

  • Грузоподъемность – 6000 кг;
  •  Снаряженная масса – 8745 кг;
  •  Распределение нагрузки – передняя ось 4315 кг, задняя тележка 4430 кг;
  •  Полная масса с учетом дополнительного снаряжения – 15205 кг;
  •  Распределение нагрузки при полной массе – передняя ось 5020 кг, задняя тележка 10185 кг;
  •  Допустимая масса прицепа – дорога с твердым покрытием 10000 кг,  грунт 7000 кг;
  •  Масса двигателя – 720 кг

Динамические характеристики

  •  Максимальная скорость грузовика, заявленная производителем -85  км/ч;
  •  Максимальная скорость для автопоезда – 80 км/ч;
  •  Время разгона автомобиля до 60 км/ч – 35 сек;
  •  Выбег автомобиля с 50 км/ч – 600 м;
  •  Тормозной путь автомобиля с 40 км/ч – 17,2 сек;
  •  Максимальный угол преодолеваемого подъема – автомобиль 30%,  автопоезд 20%;
  •  Радиус поворота – по внешнему колесу 10,5 м, габаритный 11,3 м.

Габаритные размеры

  •  Высота – 3590 мм;
  •  Ширина -2500 мм;
  •  Длина – 7650 мм;
  •  Колесная база – 3340 мм;
  •  Клиренс – 365 мм;
  •  Погрузочная высота – 1530 мм;
  •  Размер платформы – 4800х2320х2900 мм.

Ходовая часть

На автомобиле реализована передняя рессорная подвеска с установленными гидравлическими амортизаторами и задняя балансирная подвеска на полуэллиптических рессорах со скользящими концами и реактивными штангами. Колеса дисковые с размером обода 310-533. На всех колесах установлены широкопрофильные шины типа ИП-184 с размерами 1220х400-533. В зависимости от дорожных условий давление регулируется в пределах 0,8-3,2 кгс/см2.
Рабочий тормоз барабанного типа на все колеса с диаметром тормозного барабана 400 мм, и шириной тормозных колодок 140 мм. Привод пневматический, двухконтурный.
Стояночный тормоз имеет пневматический привод с работой от пружинных энергоаккумуляторов на задние тележки. Стояночный и запасной тормоза совмещены. Вспомогательный тормоз –моторный замедлитель с пневмоприводом. Привод тормозов прицепа комбинированный выполненный по одно- или двухконтурной схеме. Для надежной работы тормозная система оснащена термодинамической осушкой сжатого воздуха.
Рулевое управление имеет схему винт с шариковой гайкой и поршень-рейка, входящая в зацепление с зубчатым сектором вала сошки. Для уменьшения усилия на рулевое колесо установлен гидроусилитель с передаточным числом 20.

Трансмиссия

Трансмиссия КАМАЗ-4310 состоит из КПП, сцепления, раздаточной коробки, главной передачи, дифференциала и валов ведущих колес. Крутящий момент от двигателя к агрегатам трансмиссии передается посредством сухого двухдискового сцепления. Привод сцепления гидравлический с установленным пневмо-гидравлическим усилителем.
Для изменения крутящего момента по величине и направлению и длительного разъединения двигателя с трансмиссией устанавливается механическая, пятиступенчатая КПП. Она представляет собой редуктор с шестернями постоянного зацепления. Привод коробки передач механический, дистанционный. Для безударного включения передач на 2, 3,4, и 5 передачу установлены синхронизаторы.
Для перераспределения крутящего момента в тяжелых дорожных условиях установлена двухступенчатая раздаточная коробка с косозубыми шестернями постоянного зацепления. Крутящий момент между валами привода переднего и задних мостов распределяется дифференциалом в отношении 1:2. Привод управления раздаточной коробкой дистанционный, электро-пневматический.
На автомобиле установлено четыре карданных вала: промежуточный вал, привода среднего моста, привода переднего и заднего моста. Передний мост выполнен с шарнирами равных угловых скоростей (ШРУС) типа «Тракта».

Электрооборудование

Автомобиль имеет однопроводную 24-ти вольтовую схему проводки. Источники питания: два аккумулятора типа 6-СТ-190, и генератор Г288-Е с регулятором напряжения 111.3702.


Особенности и эксплуатация

Все модификации машины оснащались гидравлической системой наклона кабины вперед. В стандартной комплектации на автомобиле устанавливалась лебедка, которая приводилась в действие механически, через карданную передачу от коробки отбора мощности. Такое оборудование помогало эффективно использовать машину для выполнения различных работ по перемещению грузов, а также в качестве средства эвакуации застрявшей техники. Кабина автомобиля не отличалась дизайнерскими изысками, но обеспечивала вполне комфортное управление транспортным средством в любых дорожных и погодных условиях.

Видео

Двигатель

На КАМАЗ-4310 в зависимости от модификации устанавливались силовые агрегаты различной мощности. Изначально машина оборудовалась дизельным двигателем КАМАЗ-740.10 со следующими параметрами:

  •  Система питания топливом –непосредственный впрыск с воспламенением от сжатия;
  •  Рабочий объем – 10,85 л;
  •  Максимальная мощность при частоте вращения коленчатого вала 2600 об/мин – 210 л.с. (155 кВт);
  •  Количество и расположение цилиндров – 8 шт, V-образное;
  •  Угол развала блока цилиндров – 90*;
  •  Максимальный крутящий момент при 1600 об/мин – 637 Нм;
  •  Тип клапанного механизма – OHV;
  •  Степень сжатия – 17.

Цена

Стоимость нового шасси КАМАЗа-4310 начинается с отметки 1,5 млн. руб. Цена автомобилей бывших в употреблении зависит от года выпуска, технического состояния и установленного на базу оборудования. Например 15-ти летнюю машину с установленным манипулятором можно купить за 300 тыс. руб. Пяти-семилетние машины стоят на отечественном рынке в пределах от 800 тыс.руб. до 1 млн. руб.


Оставить комментарий