КМЗ-012

Внедрение в различные отрасли отечественного народного хозяйства средств малой механизации (СММ) на протяжении нескольких десятков лет стало обычной и повсеместной практикой. Тенденции развития современных минитракторов стали просматриваться еще в начале 20-го века. Моторизированные машины в виде мото- и автоплугов впервые появились в Европе в 1911 году. Они оснащались довольно мощными двигателями (около 17 кВт) и предназначались для выполнения работ сельхозназначения на небольших и сложных по рельефу участках. От своих предшественников, ручных орудий и садово-огородных механизмов на конной тяге, был унаследован принцип пешего управления. Оператор при проведении работы с таким оборудованием быстро утомлялся, а чрезмерный вес конструкции приводил к уплотнению почвы.

Пройдя долгий эволюционный путь, современные средства малой механизации по типу управления стали разделяться на ездовые, пешеходные, стационарные и переносные машины. К ездовым СММ относятся различные виды минитракторов. Современные минитрактора представляют собой универсальный мобильный энергоагрегат оборудованный движителем. В зависимости от поставленных производственных задач, минитракторы конструктивно выполняются с колесной, гусеничной, или гусинично-колесной ходовой частью. Большинство минитракторов имеют ту же компоновку, что и более мощные агрегаты, являясь по сути их уменьшиными копиями. Единого мнения по поводу отношения агрегатов к различным категориям минитракторов нет. Принято считать, что малогабаритные тракторы, мощность двигателя которых не превышает 40 л.с. относятся к минитракторам.

На современном отечественном рынке представлено множество моделей минитракторов. Жители Дальневосточных районов России давно знакомы с минитехникой японских производителей. Европейские и Китайские фирмы предлагают целые линейки моделей минитракторов. В последние несколько десятилетий достойную конкуренцию им стали составлять минитракторы, выпущенные на отечественных заводах. Одной из таких моделей является минитрактор КМЗ-012.

Навигация по статье

Назначение

Появление минитрактора КМЗ-012 на Курганском машиностроительном заводе в 2002 году стало ответом на засилье на отечественном рынке продукции иностранных производителей. Так как ОАО «Курганмашзавод» является одним из крупнейших предприятий оборонного комплекса, выпуск минитрактора КМЗ-012 стал дебютом в выпуске малогабаритной техники. Основным предназначением агрегата стало использование для сельскохозяйственных нужд. Различные виды предпосевной обработки почвы, внесение удобрений, окучивание деревьев и кустарников, междурядная обработка растений, уборка клубневых культур, сенокос, на небольших пространствах входят в основной перечень производимых трактором работ. Малые габариты позволяют использовать КМЗ-012 на небольших фермах и частных подворьях. Хорошая маневренность делает его незаменимым помощником для механизации работ в тепличных комплексах и виноградниках. В коммунальной сфере трактор прекрасно справляется с задачами по уборке дорог и улиц от мусора и опавшей листвы, а в зимнее время от снега и наледи. Прекрасные тяговые характеристики для своего класса машин делают КМЗ-012 отличным тягачом для подвоза сельхоз продукции, строительных материалов и т.д.

Модификации и навесное оборудование

За время производства конструкция КМЗ-12 практически не менялась. Изменения по улучшению рабочих характеристик касались только установки двигателей от различных производителей, включая зарубежные образцы. На первые модели устанавливался карбюраторный двухцилиндровый мотор СК-12 казахского производства. Впоследствии КМЗ-12 был оснащен дизельным двигателем с V-образным расположением цилиндров В2Ч-07 производства Челябинского тракторного завода.

Хотя отечественные двигатели не вызывали особых нареканий в эксплуатации, инженерным составом предприятия в целях повышения надежности было принято решение на модификацию КМЗ-012Б установить более мощный четырехтактный двухцилиндровый карбюраторный мотор VINGUARD OHV 294447 от американской компании «Briggs&Stratton». Компания является одним из крупнейших производителей бензиновых двигателей внутреннего сгорания с воздушным охлаждением в мире, а история ее развития насчитывает более ста лет. Кооперация с известной машиностроительной фирмой отлично сказалась и на надежности отечественного агрегата.

Однако эксперименты по установке других силовых установок были продолжены, и в результате на КМЗ-012Н был установлен одноцилиндровый четырехтактный дизель HATZMOTORS-1D81Z. Новый агрегат, произведенный немецкой компанией «MOTORENFABRIK HATS» обладая повышенной мощностью, имеет более высокие экономические и эргономические показатели.
Все модификации КМЗ-012 адаптированы к использованию множества навесных машин и стационарного оборудования. Изначально список оборудования, которым мог агрегатироваться минитрактор, насчитывал 23 позиции, однако в настоящий момент их значительно больше. Трактор оснащен передней и задней навеской, что существенно расширяет диапазон используемого оборудования. Для обработки небольших участков земли используются плуги, простые бороны и дискаторы, универсальные культиваторы и различные виды грабель. Для внесения жидких удобрений и борьбы с вредителями предусмотрена возможность установки навесных емкостей для различных жидкостей. Для уборки картофеля выращенного гребневым способом минитрактор агрегатируется картофелекопателем. Наличие расположенных в передней и задней части двух валов отбора мощности расширяет возможности подключения активных механизмов для коммунальных работ. Для уборки улиц используются наборы коммунальных щеток. Для засыпки ям и траншей устанавливаются различные виды отвалов. Уборка снега может производиться при помощи роторных снегометов.

Список оборудования для КМЗ-012 не ограничен только отечественным и зарубежным оборудованием. В сети Интернет можно найти интересные разработки «местных Кулибиных», которые они успешно применяют на практике. Так как КМЗ-012 является отечественной разработкой, отличающаяся от аналогов простотой конструкции, то и адаптация самодельных видов оборудования не представляет особого труда.

Технические характеристики

Минитрактор КМЗ-012 относится к агрегатам 0,2 тягового класса. Трактор имеет привод на два задних колеса. Модификаций КМЗ-012 с формулой 4 на 4 не предусмотрено. Передние управляемые колеса меньшего диаметра крепятся к качающейся балансирной балке. Предусмотрена возможность изменения колеи, как передних, так и задних колес в двух фиксированных положениях: 70 и 90 см. Дисковые тормоза расположены в корпусе редуктора.

Механическая шестеренная коробка передач обеспечивает движение 4-мя передачами вперед и 2-мя назад. Передача крутящего момента происходит посредством однодисковой фрикционной сухой муфты сцепления. Максимальная скорость трактора достигает 15 км/ч при движении вперед, и 4,49 км/ч назад.

Для работы с навесным гидравлическим оборудованием на минитракторе установлена гидравлическая система с приводом от двигателя, с золотниковым гидрораспределителем и одним силовым цилиндром. Для приведения в движение машин и механизмов имеется два зависимых вала отбора мощности с максимальным усилием 7,66 л.с на переднем, и 7,5 л.с. на заднем ВОМ. При необходимости передний ВОМ легко демонтируется.

Дорожный просвет 300 мм. позволяет КМЗ-012 преодолевать брод глубиной до 380 мм. Трактор имеет небольшие габариты:

  • Ширина – 960 мм;
  • Длина без навески — 1972 мм;
  • Высота без установленной крыши – 1975 мм.

Масса трактора зависит от комплектации и колеблется от 650 до 750 кг.

Особенности устройства

Кроме наличия двух зависимых ВОМ, КМЗ-012 имеет два навесных устройства. Рычажно-шарнирное устройство со сцепным брусом и тяговой вилкой позволяет смещать орудие работы вправо на 5-10 см. Прицепной брус можно смещать в обе стороны трактора. Трактор не имеет кабины, однако для защиты от осадков и солнечных лучей предусмотрена установка крыши. Место оператора оборудовано мягким откидывающимся сиденьем. Под ним расположена аккумуляторная батарея и топливный бак.

Видео

Силовая установка

За время производства на КМЗ-012 устанавливалось четыре вида двигателей:

  • СК-12- двухцилиндровый, бензиновый карбюраторный двигатель с рядным расположением цилиндров.

Мощность-12 л.с (8,82 кВт).
Номинальные обороты- 3100 об/мин.
Расход топлива- 335 г/кВт*ч.
Масса- 49 кг.
Производитель- «Завод силовых агрегатов», Казахстан.

  • В2Ч-07 – двухцилиндровый дизельный двигатель с V-образным расположением цилиндров.

Мощность -12 л.с. (8,82 кВт).
Номинальные обороты – 2800-3000 об/мин.
Расход топлива – 258 г/кВт*ч.
Производитель – «ЧТЗ-Уралтрак», Челябинск, РФ.

  • VINGUARD OHV 294447 – двухцилиндровый, четырехтактный, бензиновый, карбюраторный двигатель с V – образным расположением цилиндров.

Мощность – 14,5 л.с. (10,66 кВт).
Номинальные обороты – 2950-3000 об/мин.
Расход топлива – 381 г/кВт*ч.
Производитель — «Briggs&Stratton», США.

  • HATZMOTORS-1D81Z – четырехтактный, одноцилиндровый, с вертикальным расположением цилиндра дизельный двигатель.

Мощность – 14,3 л.с.(10,5 кВт).
Номинальные обороты – 3000 об/мин.
Расход топлива – 255 г/кВт*ч.
Производитель — «MOTORENFABRIK HATS», Германия.

Все двигатели, устанавливаемые на минитрактор КМЗ-012, имеют воздушное охлаждение.

Цена

В настоящее время выпуск КМЗ-012 заводом изготовителем прекращен, однако модель по-прежнему широко используется. Агрегат показал высокую надежность, а в 2005 году вошел в сотню лучших товаров России. В различных регионах можно встретить разные модификации агрегата, и в зависимости от года выпуска и комплектации стоимость варьируется от 150 до 300 тыс. руб.


Оставить комментарий