МТЗ-50

Трактор МТЗ-50 является универсально-прапашной техникой, которая в советские годы была наиболее популярной машиной, предназначенной для проделывания различных видов работы в сельском хозяйстве. В серийное производство данная модель была запущена в 1962 году, а уже в 1985 году были собраны последние машины. За все это время Минский тракторный завод выпустил около 1 миллиона и 256 тысяч единиц техники. Казалось бы, на этом и закончилась история легендарного МТЗ-50, но спустя некоторое время, а именно в середине 90-х годов производитель возобновил серийное производство этого трактора, но уже с обновленным дизайном и под новым наименованием — МТЗ-500.

Двигатель у МТЗ-50 развивает номинальную мощность в 40.45 киловатт или же в 55 лошадиных сил, чего по тем временам вполне хватало. Изготавливался данный мотор под маркой Д-50. Его рабочий объем составляет 4750 кубических миллилитров. Стоит отметить, что агрегат является довольно экономичным и неприхотливым к качеству дизельного топлива. Его средний расход за один рабочий час составляет всего 8 литров. Тяговое усилие довольно большое, из-за чего трактор и был отнесен к 1.4 классу разнообразной специальной техники.

Навигация по статье

Назначение

Трактор МТЗ-50 является представителем техники общего предназначения, соответственно и обладает довольно широкой областью применения. В СССР эта модель трудилась практически во всех сельских хозяйствах, так как была наиболее надежной и производительной техникой. В основном трактор служил для выполнения таких работ, как вспахивание почвы, внесение удобрений, подготовка почвы к посеву, посев, уборка различных сельскохозяйственных культур, мелиорация, культивация и обработка почвы. Помимо этого он также был задействован в промышленности, строительных организациях и коммунальных хозяйствах.

Также на данной модели осуществлялись транспортировочные работы каких-либо грузов и материалов с использованием прицепов, которые чаще всего они были загружены сеном. Трактор мог с легкостью потянуть за собой до трех груженых прицепов, что позволяло ему проделывать довольно объемную работу в сельских хозяйствах.

Навесное оборудование

Для данной машины доступно все необходимое оборудование, позволяющее выполнить ему комплексную работу, а именно это:

  1.  Плужные навесные агрегаты.
  2.  Трехкорпусные плужные агрегаты для вспашки разных видов почвы.
  3.  Сеялки-культиваторы.
  4.  Культиваторы.
  5.  Культиваторы, предназначенные для сплошной обработки  плодородного слоя почвы.
  6.  Механические сеялки.
  7.  Чизельные агрегаты.
  8.  Боронировочное оборудование.
  9.  Мелиоративные агрегаты.
  10.  Почвообрабатывающее оборудование.
  11.  Комбинированное оборудование.
  12.  Оборудование, предназначенное для внедрения жидких удобрений.
  13.  Рассеиватели минеральных удобрений.
  14.  Механическая косилка.
  15.  Навесная косилка-измельчитель.
  16.  Косилка плющилка.
  17.  Косилки дискового типа.
  18.  Косилки сегментно-пальцевого типа.
  19.  Роторные грабли-ворошилки.
  20.  Навесные пресс-подборщики для тюков.
  21.  Навесные пресс-подборщики для рулонов.
  22.  Фронтальные вилы, предназначенные для погрузки силоса, сена и  прочих культур.
  23.  Уборочное оборудование.
  24.  Коммунальное оборудование.

Модификации

Трактор выпускался в базовой версии и в нескольких модифицированных версиях, что позволяло угодить всем нуждам народных хозяйств. Выпускались такие модификации, как:

  • Модификация МТЗ-50Х. Данная модель немного необычная на первый взгляд, так как имеет странную конструкцию: дорожный просвет значительно был увеличен по сравнению с базовым трактором, а вместо двух привычных колес передней оси, было установлено либо одно колесо, либо же два, но сильно сближенных. Такая модификация была разработана совместно Ташкентским тракторным заводом (ТТЗ) специально для работы на хлопководческих полях. В техническом плане изменений больше не было произведено.
  • Модификация МТЗ-50К (выпускаемая еще как Т-50К). Является крутосклонной колесной машиной, предназначенной для работы в горных местностях, так как обладает повышенной устойчивостью к неровностям, полученной за счет некоторых конструкционных изменений. Сборка этой модификации осуществлялась лишь в Тбилиси, а Минским тракторным заводом предоставлялись необходимые части и элементы конструкции.
  • Модификация МТЗ-50В (или же Т-50В). Представляет собой технику, предназначенную для работы в виноградниках. Отличительной чертой данной модификации от базового трактора является использование гусеничного шасси. Такое решение было принято неспроста, а в целях повышения маневренных качеств машины. К примеру, минимальный радиус поворота колесной модели занимал не менее двух метров, когда гусеничная способна совершить полный разворот прямо на месте. В виноградниках довольно стесненные условия работы, поэтому кроме МТЗ-50В для данной области не было подходящей техники.
  • Модификация МТЗ-50Р. Данная модель была разработана специально для работы на рисковых чеках. Это объясняется тем, что шасси у машины наполовину колесное, а наполовину гусеничное. Такая конструкция устойчиво держалась на поверхности грунта и, что самое важное в этой области, не наносила серьезных повреждений плодородному слою почвы, так как за счет большей площади сцепления грунтом получилось добиться понижения удельного давления на грунт. Остальные характеристики и оснащения полностью унаследованы от базовой версии трактора.
  • Модификация МТЗ-52Н. Эта машина уже относится к более новой модели, однако, основана на той же базе, соответственно, ее вполне можно назвать модифицированной версией МТЗ-50. Итак, основными отличиями данной модификации являются задние колеса уменьшенного диаметра и балочный передний мост вместо прежнего, портального. Благодаря этим изменениям был уменьшен дорожный просвет машины, в результате чего возросла устойчивость.

На этом серия модификаций заканчивается, но стоит также упомянуть об изменениях базовой модели, вносимых на протяжении всего производства:

В конце 60-х годов трактор получил прямоугольную решетку радиатора.
На протяжении 70-х годов выпускалась машина с видоизмененной формой капота.

С конца 70-х годов и по окончанию серийного производства МТЗ-50 имел увеличенную каркасную кабину и стеклопластиковую крышу. Но это могло быть включено лишь в комплектацию, так как в период этого времени еще выпускались машины с привычной металлической кабиной.

Технические характеристики

Габаритные данные:

  • Длина — 3810 миллиметров.
  • Ширина — 1970 миллиметров.
  • Высота — 2470 миллиметров.
  • Дорожный просвет — 460 миллиметров.
  • Наименьшая ширина передней колеи — 1200 миллиметров.
  • Наибольшая ширина передней колеи — 1800 миллиметров.
  • Наименьшая ширина задней колеи — 1400 миллиметров.
  • Наибольшая ширина задней колеи — 2100 миллиметров.
  • Наименьший радиус поворота — 2500 миллиметров.

Эксплуатационные значения:

  • Конструкционная масса машины — 3600 килограмм.
  • Устанавливаемый двигатель — дизельный Д-50.
  • Номинальная мощность на выходе — 40.45 киловатт/55 лошадиных сил.
  • Предельная мощность на выходе — 44.13 киловатта/60 лошадиных сил.
  • Максимальная скорость — 33 километра в час.
  • Расход топлива при максимальной нагрузке — 8 литров в час.
  • Тип запуска — электростартерный
  • Тип стартера — электрический, СТ-212.
  • Тип пускового двигателя — бензиновый, ПД-10У.
  • Способ смесеобразования — вихревая камера.
  • Рулевое управление — гидравлический усилитель руля.

Трансмиссия:

  • Тип коробки переключения передач — механическая, двух диапазонная.
  • Количество передач переднего хода — 9.
  • Количество передач заднего хода — 2.
  • Блокировка дифференциала — механическая, при помощи педалей.
  • Расположение блокируемого дифференциала — задний мост.

Ходовая часть:

  • Тип задней подвески — жесткая.
  • Тип передней подвески — полужесткая.

Тормоза:

  • Тип тормозов — дисковые, сухие.
  • Расположение — установлены на ведущих шестернях конечных передач.

Гидравлическая система:

  • Тип гидравлической системы — раздельно-агрегатная.
  • Количество гидравлических цилиндров — 1.
  • Гидравлический распределитель — трех секционный золотниково-клапанный.
  • Тип гидравлического насоса — шестеренчатый.
  • Модель гидравлического насоса — НШ-32.
  • Максимальная грузоподъемность — не более 800 килограмм.

Емкости:

  • Количество масла в топливной системе — 200 миллилитров.
  • Емкость гидравлического усилителя руля 6 литров.
  • Система охлаждения — 20 литров.
  • Топливный бак основного мотора — 100 литров.
  • Топливный бак пускового мотора — 1900 миллилитров.
  • Содержание масла в двигателе — 12 литров.
  • Контур агрегатной гидравлической системы — 20.5 литров.

Особенности

Трактор МТЗ-50 относился к тракторам капотного типа, у которых кабина расположена за двигателем. Это позволяло механикам легко добираться до всех необходимых узлов и механизмов, что обеспечивало простую эксплуатацию в период доливания различных жидкостей, либо же планового технического осмотра машины. Кабина трактора вышла подходящей не для всех операторов, так как высоким трактористам в ней будет достаточно тесно, но в те года данная проблема не являлась масштабной, ведь наибольшее внимание было уделено техническим аспектам.

Сидение тракториста устанавливалось на специальные подвижные рессоры, которые способствовали понижению различных колебаний и вибраций, возникающих при эксплуатации на неровных поверхностях. Когда все двери и окна имеют закрытое положение, в кабине довольно низкий уровень посторонних шумов. Это объясняется применением в обшивке звукоизоляционных материалов. Одним из немногих минусов данной модели трактора являются слабые резиновые прокладки, уплотняющие все проемы открывающихся частей. А именно они способны выдержать долгий срок службы и раньше времени начинают рассыхаться, что спустя пару лет отражалось на теплоизоляции кабины и чистоте воздуха, так как они начинали пропускать пыль.

Также был установлен отопитель, но стоит отметить, что в первых образцах он был довольно слаб, но с модифицированием трактора эту проблему удалось решить и добавить кондиционер.

Технические оснащения трактора МТЗ-50 и на сегодняшний день вполне может удовлетворить запросы и пожелания небольших фермерских, лесных, коммунальных хозяйств и частных землевладельцев, а удивительная экономичность силового агрегата позволяет составить вполне уверенную конкуренцию даже современным моделям тракторов.

Вся конструкция данной машины вполне может похвастаться высокой долговечностью и надежностью. При проведении регулярного технического осмотра и замене каких-либо деталей и частей, трактор способен исправно прослужить довольно долгий срок.

В плане стоимости и технического обслуживания данный трактор является весьма недорогой, а дешевой, не затратной и простой техникой.

Видео

Двигатель

Трактор МТЗ-50 оснащался дизельным четырехцилиндровым мотором марки Д-50. Данная силовая установка была способна развить номинальную мощность в 40.45 киловатт или же в 55 лошадиных сил. Все цилиндры располагаются в ряд и обладают диаметром в 110 миллиметров. Суммарный объем всех цилиндров достигает отметки в 4750 кубических миллилитров. Максимальный крутящий момент составляет 23.2 ньютона на метр. Номинальная скорость вращения коленчатого вала составляет 1700 оборотов в минуту. Система охлаждения жидкостная. Способ смесеобразования вихревая камера. Запуск осуществляется либо электрическим стартером марки СТ-212 (мощностью в 4.5 лошадиные силы), либо же специальным бензиновым пусковым двигателем марки ПД-10У. Скорость вращения коленчатого вала двигателя ПД-10У составляет 3500 оборотов в минуту. Диаметр цилиндра составляет 72 миллиметра. Ход поршня составляет 85 миллиметров. Его рабочий объем обладает значением в 300 кубических миллилитров.

Эксплуатационный ресурс Д-50 до первого капитального ремонта рассчитан на 5000 моточасов. Масса силовой установки в сухом виде составляет 410 килограмм.

Цена нового и б/у

Не осталось совершенно новых машин, дошедших до нашего времени, поэтому будет довольно сложно отыскать трактор в приемлемом для эксплуатации состоянии, так как на рынках имеются лишь ранние модели с плохим техническим состоянием, нуждающиеся в капитальном ремонте. Такой вариант техники может обойтись по цене от 80 тысяч и до 180 тысяч российских рублей.

Но все же возможно найти трактор в хорошем состоянии, но правда для этого может потребоваться долгое время. Стоимость такого варианта колеблется в диапазоне от 250 тысяч и до 300 тысяч российских рублей. Данная цена актуальная для более поздних машин, с установленным навесным оборудованием.


Оставить комментарий