КАМАЗ-4308
Основной специализацией Камского автомобильного завода с момента основания и до наших дней остается производство большегрузных грузовых автомобилей. В виде бортовых грузовиков, седельных тягачей, специализированных шасси и раллийных машин их модельный ряд насчитывает более сорока модификаций. Взявшись за разработку собственной модели среднетоннажного грузовика, КАМАЗовские конструкторы столкнулись с рядом проблем. Прежде всего, большинство узлов и агрегатов от уже выпускаемых моделей было сложно или невозможно унифицировать под использование в новой машине. Несмотря на то, что с 2001 года на заводе велась разработка собственного подходящего двигателя, оказалось более целесообразным устанавливать уже хорошо себя зарекомендовавшие дизеля американской компании «Cummins». Впоследствии с компанией было создано совместное предприятие «Commins Кама». На сегодняшний день поставку некоторых запасных частей для двигателей осуществляют предприятия «Cummins» расположенные в Бразилии и Китае, однако производство наиболее важных элементов удалось наладить в Набережных Челнах. Первые КАМАЗовские среднетоннажники получившие отраслевой индекс 4308 были собраны в 2007 году, а их выпуск продолжается до наших дней. Невзирая на высокую конкуренцию в данном сегменте, КАМАЗ-4308 пользуется устойчивым спросом и ежегодно выпускается около 1000 экземпляров машины.
Навигация по статье
Назначение
КАМАЗ-4308 относится к классу универсальных среднетоннажных низкорамных грузовиков грузоподъемностью до 7 тонн. Его основное предназначение – транспортировка штучных и пакетированных грузов на региональных маршрутах. Среднетоннажные грузовики составляют основу парка машин небольших промышленных предприятий, строительных организаций и жилищно-коммунальных хозяйств. В зависимости от типа кузова или установленного оборудования их сфера применения расширяется практически на все отрасли экономики. Зачастую машины комплектуются автолифтами, на них устанавливаются кузова для транспортировки сыпучих грузов или автоцистерны. По заказу кабина автомобиля может быть оснащена спальным местом для водителя. Это делает удобным и рентабельным использование машины в составе автопоезда на межрегиональных маршрутах. Нередко можно встретить КАМАЗ-4308 в фермерских хозяйствах и на животноводческих комплексах.
Модификации
КАМАЗ-4308 является самым легким автомобилем в КАМАЗовском модельном ряду. Конструкция грузовика постоянно совершенствуется. Основным отличием модификаций от базовой модели является тип и мощность двигателя. Изначально, до организации собственного производства двигателей для среднетоннажных грузовиков устанавливалась силовая установка «Cummins» объемом 3,9 л, и мощностью 140 л.с. китайской сборки. Она обеспечивала соответствие экологическому стандарту Евро-2. Как по мощности, так и по другим характеристикам двигатель вскоре перестал соответствовать постоянно возрастающим требованиям. Для российского рынка стали выпускаться две модификации машины с силовыми агрегатами собственного производства:
- 4-х цилиндровым двигателем с рабочим объемом 4,5 литров и мощностью 140 л.с;
- 6-ти цилиндровым двигателем с рабочим объемом 6,7 литров и мощностью 210 л.с.
На универсальном шасси оборудуются:
- бортовые кузова;
- еврофуры;
- термофургоны;
- манипуляторы и гидроподъемники;
- эвакуаторы;
- специальные фургоны для перевозки строительных материалов;
- кузова для перевозки аварийных бригад, вахтовиков и подразделений силовых ведомств.
На первых моделях КАМАЗ-4308 была установлена пятиступенчатая коробка передач от своих «старших братьев» КАМАЗ-141. В целом надежный агрегат вызывал нарекания при эксплуатации. Пять передач при преодолении подъема в составе автопоезда было явно не достаточным, поэтому, некоторые модели стали опционно оснащаться проверенными девятиступенчатыми коробками передач ZF9S109.
Выпускается также две модификации бортового КАМАЗа-4308 (КАМАЗ-4308-А3 и КАМАЗ-4308-Н3) отличающиеся передаточными числами на передачах и установленными двигателями с разной мощностью.
Технические характеристики
В базовой версии автомобиль КАМАЗ-4308 представляет собой грузовик средней грузоподъемности с установленной над двигателем штампованной металлической кабиной. Агрегаты расположены на раме из лонжеронов постоянного сечения.
Весовые характеристики
- Снаряженная масса – 6020 кг;
- Нагрузка на оси – передняя 3290 кг, задний мост 2730 кг;
- Грузоподъемность – 5500 кг;
- Полная масса автомобиля – 11900 кг;
- Распределение нагрузки при полной массе – передняя ось 4350 кг, задний мост 7550 кг;
- Допустимая масса прицепа – 8000 кг;
- Допустимая масса автопоезда – 19000 кг.
Ходовая часть
Автомобиль с колесной формулой 4х2 оборудован дисковыми колесами с профилированным ободом размером 6,75-19,5. Колеса бескамерные 245/70R19,5. В передней подвеске установлены двухметровые параболические двухлистовые рессоры. В качестве ограничителей хода выступают резиновые буфера. Для гашения динамических колебаний установлены гидравлические амортизаторы. В зависимости от модификации грузовика применяется рессорная задняя подвеска с системой стабилизации устойчивости, или пневматическая двухбалонная конструкция с сайлентблоками. При использовании пневмоподвески с электронным управлением существует возможность поднимать и опускать заднюю часть машины на 10 см. Основная тормозная система представляет собой пневматический дисковый механизм на передние и задние колеса фирмы «Haldex» с двухконтурным приводом и системой ABS. Вспомогательная система – моторный тормоз. Стояночный тормоз – механический, пружинный.
Трансмиссия
Наиболее часто КАМАЗ-4308 комплектуется шесиступенчатой механической синхронизированной коробкой передач ZF6S1000 с механическим дистанционным управлением. Шарнирный рычаг переключения передач расположен на полу кабины. С КПП его соединяет телескопическая тяга. Передача крутящего момента от двигателя на элементы трансмиссии происходит посредством однодискового диафрагменного нажимного сцепления ZF&SACHS с диаметром ведомого диска 395 мм. Главная передача гипоидная с передаточным числом 4,22. Опционально, для эксплуатации автомобиля в составе автопоездов предусматривается установка девятиступенчатой механики ZF9S109 а также автоматизированных КП AsTronic.
Динамические характеристики
- Заявленная производителем максимальная скорость – 100км/ч;
- Угол преодолеваемого подъема – 25% (14*)
- Внешний габаритный радиус поворота – 9,6 м.
Электрооборудование
Автомобиль оборудован однопроводной электрической системой. Напряжение бортовой сети – 24 В. В качестве источников тока выступают две стартерные двенадцативольтовые АКБ типа 6-СТ-190 и генератор мощностью 2000 Вт и выходным напряжением 28 В.
Особенности и эксплуатация
Отличительной чертой модели КАМАЗ-4308 является использование деталей, узлов и агрегатов от известных мировых производителей автомобильной техники. В кабине устанавливаются немецкие сидения Grammer с пневматической амортизацией и всевозможными настройками. В бампере монтируется высококачественная прямоугольная оптика Hella. На смену крашенным металлическим панелям пришли морозоустойчивые и ударопрочные элементы Ивановского завода РИАТ. Силовые установки, разработанные американской компанией Cummins, оснащаются надежными механическими топливными насосами Bosch. Эффективную работу трансмиссии обеспечивают коробки передач от немецкой фирмы ZF оснащенные сцеплением Sachs.
В целом грузовик смотрится довольно современно, а в линиях кабины узнается КАМАЗ. Торпедо с приборной доской стали изготавливать из пластика, что стало новшеством для КАМАЗовских грузовиков.
Для комфортной езды, рулевое управление машины оборудовано гидроусилителем руля.
Видео
Двигатель
Различные модификации машины получают и различные силовые установки. Одним из наиболее популярных агрегатов является Cummins 6ISBe с системой турбонаддува и промежуточного охлаждения поступающего в цилиндры двигателя воздуха.
Основные параметры Cummins 6ISBe
- Тип – дизельный;
- Расположение и количество цилиндров – рядное, 6 шт;
- Головка цилиндров – 24-х клапанная ОНВ типа воздух-воздух;
- Рабочий объем – 6,7 л;
- Максимальная мощность брутто – 245 л.с. (179 кВт);
- Максимальная полезная мощность при частоте вращения коленчатого вала 2500 об/мин – 236 л.с. (174,3 кВт);
- Максимальный полезный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала 1500 об/мин – 905 Нм;
- Масса агрегата – 540 кг.
Уверенную и точную работу двигателя обеспечивает электронный топливный насос Bosch и модуль управления ECM.
Цена
Цена за новый ботовой КАМАЗ-4308 в среднем составляет 2 млн. 500 тыс.руб. Новое шасси с установленным изотермическим фургоном будет стоить на 200-250 тыс. руб. дороже. Трехлетние бортовые грузовики с пробегом порядка 200 тыс. км продаются в среднем за 1,5 млн. руб. Стоимость бывшего в употреблении автомобиля, прежде всего, зависит от года выпуска и технического состояния. Не маловажное значение при этом имеет комплектация и установленное на шасси оборудование.