МАЗ 5336

Минский Автомобильный Завод начал серийное грузовых автомобилей еще до окончания Второй Мировой Войны. Народное хозяйство Советского Союза невозможно представить без грузовиков с логотипом «МАЗ». Они использовались для работы повсеместно, от районов Крайнего Севера, до Средней Азии и Закавказья. В песне В.С. Высоцкого «Дорожная история» именно на МАЗе герои с честью выходят из сложившейся жизненной ситуации:

…Конец простой: пришёл тягач,
И там был трос, и там был врач,
И «МАЗ» попал куда положено ему…

И действительно, минские грузовики всегда ценились водителями за безотказность, надежность и практичность. На сегодняшний день предприятие ОАО «Минский автомобильный завод является одним из лидеров по производству грузовиков на всем постсоветском пространстве. Кроме выпуска машин в республике Беларусь, сборочные производства организованы также в Иране и Азербайджане. В номенклатуру выпускаемой заводом продукции также входят автобусы, троллейбусы, и различные виды прицепной техники. Однако производство грузовых автомобилей по-прежнему остается главной специализацией предприятия. Их насчитывается более 250 модификаций в сотнях видах комплектаций. Сотрудничество с ведущими мировыми лидерами в области автомобилестроения позволяет создавать конкурентоспособную продукцию для региональных рынков. История выпуска некоторых моделей МАЗ насчитывает несколько десятков лет. Одним из «долгожителей конвейера» с уверенностью можно назвать модель, с основным отраслевым индексом МАЗ 5336.

Назначение

МАЗ 5336 изначально задумывался как бортовой грузовой автомобиль для перевозки различных народнохозяйственных грузов как самостоятельно, так и в составе автопоезда. Его предполагалось использовать как на городских маршрутах, так и на межгородских и межрегиональных трассах. Конструкция шасси оказалась настолько удачной, что впоследствии на нее стали устанавливать всевозможные виды оборудования. В их число входят всевозможные виды манипуляторов, автомобильные цистерны, строительное оборудование. Довольно часто можно встретить МАЗ 5336 в качестве пожарных автомобилей, а также спецмашин для других экстренных служб. Кабины некоторых модификаций МАЗ 5336 оборудованы спальными местами, а сама конструкция адаптирована для дальних поездок и соответствуют всем нормам TIR. На базе МАЗ 5336 собираются также пассажирские автобусы, что делает его по своему универсальным и уникальным автомобилем.

Модификации

Выпуск МАЗ 5336 был начат в 1988 году, и за время производства, которое продолжается и в наши дни, разработано несколько десятков различных модификаций. МАЗ 5336 используется в качестве:

  • Крытых тентовых фургонов;
  • Самосвалов различной грузоподъемности;
  • Грузовых машин с удлинённой базой;
  • Грузовиков с цельнометаллическими и сварными фургонами.

В разные годы выпускались различные версии машины, отличающиеся друг от друга мощностью двигателя, типом коробки передач, объёмов грузовой платформы наличием дополнительных опций и другими параметрами.

  • МАЗ-533603-220 – двухосный грузовик с платформой площадью 10 кв.м., двигателем ЯМЗ мощностью 250 л.с.(184 кВт), допустимая полная масса автомобиля 18000 кг, допустимая масса автопоезда 36000 кг;
  • МАЗ-533605-220- двухосный бортовой грузовик с платформой площадью 14,5 кв.м., двигателем ЯМЗ мощностью 330 л.с. (243 кВт), допустимая полная масса автомобиля 18750 кг, допустимая полная масса автопоезда 44000 кг.

На различных модификациях МАЗ 5336 устанавливались как атмосферные дизельные силовые установки, так и турбированные версии.

Технические характеристики

В базовой комплектации МАЗ 5336 представляет собой бортовой автомобиль с колесной формулой 4Х2. Расположение двигателя — подкабинное. Кабина может оборудоваться как одним, так и двумя спальными местами. Место водителя регулируется по высоте, длине, и наклону спинки. В отличие от предыдущих моделей, кабина откидывается вперед при помощи гидропривода. Кузов – металлическая платформа с откидными боковыми и задним бортами и деревянным настилом.

Основные размеры

  • Длина – 8600 мм;
  • Ширина – 2570 мм;
  • Высота – 3160 мм;
  • Дорожный просвет – 2570 мм;
  • Колесная база – 4900 мм.

Внутренние размеры платформы

  • Длина – 6080 мм;
  • Ширина – 2380 мм;
  • Высота бортов -700 мм.

Весовые параметры

  • Снаряженная масса – 8050 кг;
  • Грузоподъемность – 7700 кг;
  • Распределение нагрузки – передняя ось 6500 кг, задняя ось 10000 кг;
  • Масса автопоезда – 36000 кг.

Динамические характеристики

  • Максимальная скорость движения автомобиля – 115 км/ч;
  • Максимальная скорость движения в составе автопоезда – 100 км/ч;
  • Разгон до 60 км/ч – 50 сек;
  • Тормозной путь с 60 км/ч – 36,7 м;
  • Средний расход топлива на 100 км пути – автомобилем 21,8, автопоездом 33,2;
  • Радиус поворота – по внешнему колесу 8,4 м, габаритный 9,1 м.

Ходовая часть

Передняя подвеска на двух полуэллиптических рессорах оборудована двумя гидравлическими тормозами двойного действия и стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя подвеска на двух основных и двух дополнительных рессорах со стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя ошиновка – двойная. На бездисковых колесах устанавливаются шины размером 11,00R20. Все колеса оборудованы барабанными тормозами с двухконтурным пневматическим приводом.

Трансмиссия

На большинстве модификаций МАЗ 5336 устанавливаются механические, 4-х (5-ти) ступенчатые КПП Ярославского механического завода с демультипликатором, удваивающим число передач. Все передачи кроме заднего хода синхронизированы. Сцепление – двухдисковое, с периферийными пружинами, с механическим приводом с пневмоусилителем. Карданная передача двойная, с промежуточной опорой. Главная передача двойная, разнесенная.

Электрооборудование

МАЗ 5336 имеет 24-вольтовую систему электропроводки, унифицированную с основными модификациями. В качестве источников электрического тока используются две последовательно соединенные батареи типа 6-СТ182 ЭМ и генераторная установка переменного тока со встроенным выпрямительным блоком и интегрированным регулятором напряжения.

Особенности и эксплуатация

МАЗ 5336 прошел проверку временем по самым различным критериям. Претерпев множество мелких доработок, машина в итоге остается надежным конкурентом на рынке автоперевозок таким гигантам автомобилестроения как Mercedes, Scania, Volvo и т.д. в своем сегменте. Машина на протяжение десятков лет выпуска комплектовалась в основном надежными силовыми установками Ярославского механического завода. На отечественных дорогах встречаются модификации, оснащенные немецкими моторами Deuts BF 6M1013FS. В качестве продолжения линейки МАЗ 5336 можно отметить МАЗ 5340 оборудованные двигателями Daimler Chlister OM501 мощностью 435 л.с. и шестнадцати ступенчатой КПП ZF. Автомобили предназначены для работы в регионах с требованиями экологической безопасности Евро-5. Автомобили с двигателями Евро-2 постепенно снимаются с производства. Современные модификации МАЗ 5336 в базовом исполнении оснащаются подрессоренным сидением водителя, ремнями безопасности, системой ABS, подогревателем двигателя, электро-пневмовыводами на прицеп и беззазорной сцепкой. В зависимости от региона эксплуатации машины, современные модификации оснащаются двигателями под требования Евро-3, Евро-4, и Евро-5. Дилерами предоставляется гарантия на автомобиль 2 года, или 200000 пробега. При этом ТО проводится при первых 20000 км пробега, ТО-1 при 15000, ТО-2 при 30000 км. Современные версии дополнительно оснащаются:

  • Межколесной блокировкой;
  • Независимым жидкостным подогревателем;
  • Межосевой блокировкой;
  • Передним и задним противоподкатным брусом;
  • Цифровым тафогрофом;
  • Боковым защитным устройством;
  • Противооткатными упорами и т.д.

Современные версии машины являются в большей степени совместными разработками минских автомобилестроителей с немецкими и американскими фирмами. В то же время, большую часть парка машин МАЗ 5336 все же составляют автомобили собственной, постсоветской постройки. Высокая степень унификации деталей, узлов и механизмов, а также их постоянное наличие в продаже, не вызывают затруднений при организации технического обслуживания и ремонта как у крупных перевозчиков, так и у частных лиц.

Видео

Двигатель

Одним из наиболее часто устанавливаемым на МАЗ 5336 двигателем является ЯМЗ-6582.10 отвечающий нормам экологической безопасности Евро-3.

Основные параметры ЯМЗ-6582.10

  • Тип – четырехтактный, дизельный с непосредственным впрыском топлива, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха;
  • Число и расположение цилиндров – 8, V-образное;
  • Рабочий объем – 14,86 л;
  • Мощность при частоте вращения коленчатого вала 1900 об/мин – 330 л.с. (242,6 кВт);
  • Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала 1100-1300 об/мин – 1274 Нм (130 кгс.м);
  • Максимальный удельный расход топлива – 200 г/квт.ч;
  • Масса – 1645 кг.

Для обеспечения двигателя топливом на МАЗ 5336 устанавливается топливный бак емкостью 350 литров.

Цена

Современный аналог МАЗ-5336, бортовой МАЗ 5340В5-8420-000 с двигателем ЯМЗ-5361 (Евро-4) на рынке большегрузных автомобилей предлагается в среднем за 3 млн. 100 тыс.руб. Цена на МАЗ 5433 с пробегом колеблется в широких пределах, начиная от 300 тыс.руб. Стоимость десятилетней машины в хорошем техническом состоянии около 1 млн.руб.


Оставить комментарий