МАЗ 5337

В истории советского автомобилестроения найдется с десяток моделей грузовых автомобилей, которые можно отнести к долгожителям конвейера. МАЗ 5337 не только выпускается более 30-лет, но и относится к рекордсменам универсальности. Собственно, в Советском Союзе работала система производства, основанная на ГОСТах (государственных стандартах), одной из целей которой было создание различных видов техники под выполнение максимального количества задач. В середине 80-х годов результатом работы конструкторов Минского автомобильного завода стало появление универсального унифицированного шасси получившего отраслевой индекс МАЗ 5337. В 1987 году на его базе был выпущен первый бортовой грузовик. Не взирая на плановое ведение хозяйства в Советском Союзе, конкуренция между автопроизводителями все-таки была. На дорогах страны появлялось все больше большегрузных машин Камского автозавода, а КАМАЗ-5320 стал прямым конкурентом для МАЗ 5337. Однако двухосный МАЗ не только не проиграл в конкурентной борьбе, но и занял свое место на постсоветском рынке большегрузной техники. Правда на протяжении истории выпуска модели пришлось избавляться от чисто советского наследия по части уровня комфорта водителя и пассажира, чем грешили почти все советские автопроизводители. Однако грамотные технические решения, заложенные еще в середине 80-х годов прошлого века, качественная сборка и надежная защита от коррозии сделали МАЗ 5337 одним из самых востребованных грузовиков на протяжении десятков лет.

Назначение

Компактные размеры, маневренность, низкие эксплуатационные расходы позволяют с высокой эффективностью использовать МАЗ 5337 практически во всех отраслях народного хозяйства. Автомобиль поистине универсален. Он успешно справляется с перевозкой грузов в городских условиях, межгородских трассах, и даже на межрегиональных маршрутах. Автомобиль можно использовать как самостоятельно, так и в составе авто поезда. В зависимости от установленного типа кузова, можно перевозить как сыпучие грузы, так и товары в упаковке и без нее. МАЗ 5337 успешно работает в лесозаготовительной отрасли. Многие коммунальные предприятия с успехом используют различные виды коммунальной техники, собранной на шасси МАЗ 5337. На строительных площадках часто можно встретить МАЗ 5337 с крановым оборудованием. Кроме того, на шасси монтируются цистерны для молока, воды, непищевых жидкостей и ГСМ, гидроманипуляторы, буры и прочее оборудование. МАЗ 5337 можно часто встретить в качестве пожарных машин, а также автомобилей, обеспечивающих действия аварийных служб. Грузовик рассчитан на работу как в летнюю жару, так и в морозную зиму. Существуют специальные версии автомобиля для нефте- и газоводобывающих компаний, специально адаптированных к условиям северных регионов. Топливозаправщики на базе МАЗ 5337 часто работают в аэропортах и на аэродромах. Машина используется также для перевозки контейнеров.

Модификации

Широкая область применения определяет и большое количество модификаций и комплектаций автомобиля. К основным модификациям МАЗ 5337 можно отнести:

  • МАЗ-53371 – бортовой грузовик с 3-х местной кабиной без спального места грузоподъемностью 8500 кг. Автомобиль оборудован силовой установкой ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л.с. и грузовой платформой размером 4965Х2350Х685 мм;
  • МАЗ-5337-040 – шасси с 3-х местной кабиной без спального места грузоподъемностью 9850 кг. Автомобиль оборудован силовой установкой ЯМЗ-236М2 мощностью 180 л.с. Коробка передач – пятиступенчатая механика ЯМЗ-235П.
  • МАЗ-5337-240 – шасси с 3-х местной кабиной без спального места грузоподъемностью 11500 кг оснащенное двигателем ЯМЗ-236НЕ2 мощностью 230 л.с;
  • МАЗ-533731-346 – шасси оснащенное двигателем Deutz BF 4M 1013 FC мощностью 190 л.с. и соответствующего экологическим требованиям Евро-3;
  • МАЗ-5337-01(ХЛ) – бортовой автомобиль, рассчитанный на эксплуатацию в условиях сверхнизких температур (до -60*С).

Существует также целый спектр специальных машин на базе МАЗ 5337:

  • МКДС-3410 – комбинированная дорожная машина в комплектацию которой входят поливочное оборудование, универсальная пластиковая цистерна, поворотный секционный отвал снегоочистительная щётка и распределитель дорожного реагента;
  • МБ-15 – мусоровоз;
  • Г6-ОПА-7,5 – автоцистерна для перевозки пищевых жидкостей (воды, молока, вина, спиртосодержащих жидкостей и т.д.). Теплоизоляция позволяет не допустить изменение температуры жидкости более чем на 2*С в течение 10 часов при разнице температуры жидкости и окружающей среды 30*С.

На шасси МАЗ 5337 часто устанавливаются известные автокраны «КИРОВЕЦ» и «ИВАНОВЕЦ» грузоподъемностью до 32 тонн.

Технические характеристики

В качестве базовой версии МАЗ 5337 удобно рассматривать грузовик-тягач с кузовом, представляющим металлическую платформу с открывающимися боковыми и задними бортами. Боковые борта – двухсекционные. Пол настила изготовлен из деревянных досок. Кабина бескапотная, двухместная. Для ее поднятия используется гидравлический ручной насос. Водительское сидение подрессоренное, регулируемое в нескольких плоскостях.

Весовые параметры

  • Грузоподъемность автомобиля – 8700 кг;
  • Масса снаряженного грузовика – 7150 кг;
  • Распределение нагрузки – передняя ось 4090 кг, задняя ось 3060 кг;
  • Полная масса автомобиля – 16000 кг;
  • Распределение нагрузки при полной массе – передняя ось 6000 кг, задняя ось 10000 кг;
  • Допустимая масса прицепа – 12000 кг;
  • Предельная масса автопоезда – 28000 кг.

Динамические характеристики

  • Максимальная скорость движения, заявленная производителем – 85 км/ч;
  • Время разгона до 60 км/ч – 50 с;
  • Выбег автомобиля с 50 км/ч -850 м;
  • Тормозной путь со скорости 60 км/ч – 36,7 м;
  • Контрольный расход топлива при движении со скоростью 60 км/ч – 21,5 л/100 км.

Подвеска и ходовая часть

Передняя подвеска – рессорная, на двух полуэллиптических рессорах со скользящими задними концами и двумя гидравлическими амортизаторами двойного действия. Задняя – на двух основных и двух дополнительных рессорах. Задние концы основных и концы дополнительных рессор – скользящие. Рулевой механизм – винт и шариковая гайка-рейка в зацеплении с зубчатым сектором со встроенным гидроусилителем руля. Все колеса оборудованы барабанными тормозными механизмами с кулачковыми разжимающими устройствами. Диаметр тормозного барабана – 420 мм, ширина тормозных накладок160 мм. Рабочая тормозная система имеет двухконтурный пневматический привод. Привод стояночного тормоза – пневматический, на задние колеса от пружинных энергоаккумуляторов. Вспомогательный тормоз – моторный замедлитель с заслонкой в системе выхлопных газов двигателя. Привод тормозов прицепа – комбинированный (двух- и однопроводный). Для предотвращения замерзания конденсата тормозная система оснащена спиртовым предохранителем. Задняя ошиновка машины – двойная. На бездисковых колесах с ободом 8.5В-20 устанавливаются шины размером 11.00R20.

Трансмиссия

В трансмиссии МАЗ 5337 применяется пятиступенчатая, механическая коробка передач ЯМЗ-236П, оборудованная синхронизаторами на 2, 3, 4, и 5 передачах. Сцепление – двухдисковое, с пневматическим усилителем. Карданная передача – два вала с промежуточной опорой. Главная передача – разнесенная двухступенчатая, состоящая из центрального конического редуктора и бортовых планетарных передач в ступицах колес. Передаточное число редуктора – 2,08 или 2,27. Передаточное число бортовых передач – 3,428. Общее передаточное число -7,14 или 7,70.

Электрооборудование

Схема электрооборудования номинальным напряжением 24 В выполнена по однопроводной схеме. В качестве источников электропитания применяются два последовательно соединенных свинцовых АКБ типа 6-СТ-182ЭМ и генераторная установка Г-273В со встроенным регулятором напряжения.

Особенности и эксплуатация

Еще в первых экземплярах МАЗ 5337 большое внимание было уделено антикоррозийной обработке всех узлов и механизмов. После качественного грунтования покраска многих деталей кабины и кузова производилась методом погружения. Это позволяет эксплуатировать машину в самых тяжелых дорожных условиях, долго сохраняя все элементы без следов ржавчины. На базе МАЗ 5337 собирается автофургон «КУПАВА» с кузовом КИ 5426-11, являющийся одним из наиболее надежных и недорогих большегрузных автофургонов для междугородних перевозок. Как фургон, в производстве которого используются алюминиевые листы, так и само шасси выдерживают многолетнюю эксплуатацию без потери внешнего вида и необходимости досрочного ремонта. Как первые экземпляры МАЗ 5337, так и более современные версии могут комплектоваться двух- и трехместными кабинами, с одним или двумя спальными местами или без них. Это существенно расширяет возможности машины, в зависимости от конкретных задач. Благодаря кооперации с ведущими производителями автомобильной техники, в конструкции современных версий МАЗ 5337 стали использоваться двигатели Cummins, Deutz, элементы трансмиссии Eaton и ZF. Это повышает потребительские свойства МАЗ 5337, и так прекрасно зарекомендовавшего себя во многих отраслях за многие годы.

Видео

Двигатель

Большинство современных модификаций МАЗ 5337 комплектуются Ярославскими моторами ЯМЗ-6563-10 соответствующего экологическим нормам Евро-3.

Основные параметры ЯМЗ-6563-10

  • Тип – дизельный, с турбонаддувом, с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха;
  • Количество и расположение цилиндров – 6, V-образное;
  • Рабочий объем – 11,15 л;
  • Мощность – 230 л.с. (169 кВт);
  • Максимальный крутящий момент – 882 Нм;
  • Степень сжатия -17,5.

Кроме того, на различных модификациях устанавливаются силовые установки Cummins мощностью 245 л.с. отвечающего экологическим нормам Евро-4.

Цена

Новый МАЗ 5337-шасси предлагается у официальных дилеров в среднем за 2 млн. 650 тыс. руб. Десятилетний бортовой МАЗ 5337 с пробегом можно купить за 200 тыс. руб. Разлет цен на бывшие в употреблении автомобили достаточно большой и конечная стоимость зависит от года выпуска, комплектации и технического состояния машины.


Оставить комментарий