МАЗ-5516

Минский автомобильный завод можно с уверенностью назвать легендарным предприятием. Решение о его строительстве было принято еще в августе 1944 года, когда Великая Отечественная Война еще не была закончена. Уже спустя два года в экспериментальном цехе были собраны пять первых грузовиков. Потребность послевоенного народного хозяйства в надежных грузовых автомобилях была огромной. Предприятие стремительно развивалось, и уже в 1959 году был собран стотысячный грузовик. Сейчас продукция завода хорошо известна не только на всем постсоветском пространстве, но и за рубежом. За семидесятилетнюю историю, на предприятии были разработаны, и запущены в производство десятки моделей грузовых автомобилей в сотнях вариантов исполнения. С 1992 года в структуре завода создано автобусное производство. В настоящее время вся выпускаемая с конвейера предприятия техника отвечает самым строгим международным стандартам. В 2013 году ОАО «Минский автомобильный завод» получил международный сертификат ISO 9001:2008 на проектирование, производство и техническое обслуживание грузовых автомобилей и автобусов. При сборке многих МАЗовских грузовых автомобилей используются узлы и агрегаты ведущих мировых производителей. Конструкция и элементы большинства запущенных в производство моделей постоянно совершенствуются. Одним из таких грузовиков является самосвал МАЗ-5516, выпуск которого был налажен еще в 1994 году.

Назначение

Самосвал МАЗ-5516 благодаря своим техническим характеристикам является многофункциональным и универсальным грузовиком. За 20 лет эксплуатации машина показала себя как надежная техника для использования практически во всех отраслях народного хозяйства. Наиболее часто МАЗ-5516 используется при перевозке урожая и других сельскохозяйственных грузов в составе автопоездов. Его часто можно встретить подвозящим сухие смеси, камни, кирпич и щебень на строительные площадки. В дорожном строительстве автомобиль используется для подвоза асфальта и других сыпучих и строительных материалов. Нередко можно встретить МАЗ-5516 и в автопарке городских коммунальных служб, для вывоза мусора и обустройства территорий. В основном самосвал используется при перевозках на небольшие расстояния. Однако модификации оборудованные кабинами с местами отдыха делают машину востребованной и на межрегиональных маршрутах. Автомобиль обладает повышенной проходимостью, что позволяет комфортно перевозить грузы, как на автострадах, так и по проселочным дорогам. МАЗ-5516 великолепно справляется со своими задачами в северных широтах, в регионах с умеренным климатом, а также в условиях повышенных температур и влажности.

Модификации

За более чем 20-ти летнюю историю производства МАЗ-5516 подвергался незначительным модификациям. Прежде всего, это выражалось в установке на машину силовых установок различной мощности. Изначально в базовом исполнении предлагались 240 и 330-ти сильные дизельные моторы Ярославского моторного завода. На некоторых модификациях последних годов выпуска устанавливаются 400-сильные агрегаты ЯМЗ и Deutz соответствующие экологическим нормам Евро-3. Кроме применения в трансмиссии грузовика коробок передач ЯМЗ, в последнее время также устанавливается более надежная КПП зарубежного производства ZF 9S109.

К основным модификациям МАЗа-5516 можно отнести:

  • МАЗ-551603 имеет малую кабину без оборудованного спального места;
  • МАЗ-551608-236 адоптирован к перевозке урожая зерновых культур. В отличие от базовой модели имеет двухстороннюю боковую разгрузку. Кроме того платформа имеет увеличенную высоту бортов, за счет чего ее объем доведен до 22 м2. Совместно с автомобилем предполагается использование автоприцепа тем же объемом. Так как преимущественно модификация предназначена для использования в составе автопоезда, на машине установлен мощный 380-сильный силовой агрегат ЯМЗ.
  • МАЗ-5516 базовое шасси.
    Также модификации последних годов выпуска стали собираться на раме повышенной жесткости, выполненные по схеме «лонжерон в лонжероне».

Технические характеристики

МАЗ-5516 представляет собой в базовой комплектации большегрузный грузовик с колесной формулой 4х6 оснащенный кузовом ковшового типа.

Габаритные характеристики

  •  Длина – 7190 мм;
  • Ширина – 2500 мм;
  • Высота – 3100 мм;
  • Колесная база – 3850+1400 мм;
  • Дорожный просвет – 270 мм;
  • Высота автомобиля при полностью поднятом кузове – задняя разгрузка 6000 мм, боковая разгрузка 4010 мм.
  • Угол подъема кузова при задней разгрузке -50 град.

Весовые параметры и распределение нагрузок

  • Грузоподъемность – от 20000 до 23000 кг;
  • Снаряженная масса автомобиля – 12000 кг;
  • Полная масса – 32000 кг;
  • Нагрузка при полной массе – передняя ось 7000кг, задняя ось 25000 кг.

Динамические характеристики

  • Максимальная заявленная производителем скорость движения – 95 км/ч;
  • Максимальная скорость в составе автопоезда – 92 км/ч;
  • Наименьший радиус поворота по колее переднего наружного колеса – 7,9 м;

Ходовая часть и рулевое управление

Передняя подвеска представляет собой балку на двух продольных полуэллиптических рессорах с телескопическими амортизаторами двухстороннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя подвеска рессорно-балансирного типа. Рулевой механизм двухступенчатый, с винтовой передачей и зубчатой парой, оборудованный встроенным гидроусилителем руля. Тормоза на все колеса барабанного типа. Система привода рабочего тормоза пневматическая, с раздельным приводом на передние и задние колеса и двухконтурным приводом прицепа. Стояночный тормоз на задние колеса с приводом от энергоаккумуляторов. Привод стояночного тормоза пневматический. Вспомогательный тормоз компрессионный, с заслонками в выхлопной трубе. Автомобиль комплектуется шинами с универсальным протектором размером 12.00R20.

Трансмиссия

Все модификации МАЗ-5516 комплектуются механическими коробками передач с числом ступеней от 5 до 9-ти. Крутящий момент от двигателя на КПП и элементы трансмиссии передается при помощи сухого, фрикционного, двухдискового сцепления с пневматическим усилителем гидравлического привода. Карданная передача открытого типа с шарнирами на игольчатых подшипниках. Задний и средний мост – представляют собой двойные передачи, состоящие из центрального редуктора и колесных передач. Средний мост оборудован межосевым дифференциалом с блокировкой. Передаточное число ведущих мостов 6,59.

Электрооборудование

Электросхема МАЗ-5516 выполнена по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети 24 В. В качестве источников электрического тока выступают две стартерные свинцовые АКБ типа 6-СТ- 182 ЭМ или 6-СТ-190А и генератор переменного тока со встроенным регулятором напряжения типа Г-273В1. Для запуска двигателя применяется стартер мощностью 7 кВт с электромагнитным механизмом включения.

Особенности и эксплуатация

Самосвал МАЗ-5516 изначально оснащался обычным цельнометаллическим кузовом без подогрева, что затрудняло работу в зимнее время. С начала 2000-х годов кузова получили систему подогрева от выхлопных газов, и проблема была решена. Платформа управляется из кабины при помощи гидросистемы, имеющей устройство встряхивания груженой платформы в конце подъема. Подъем и опускание платформы производится путем непосредственного воздействия гидравлического телескопического цилиндра.

На автомобиле устанавливается двухместная кабина оборудованная спальным местом, или без него. Доступ к силовому агрегату достигается путем поднятия кабины на угол 60 град. с помощью гидроцилиндра с ручным приводом. В кабине доминирует принцип минимализма, однако на моделях последних годов выпуска установкой различных дополнительных опций достигнут вполне современный уровень комфорта. Стали устанавливаться подрессоренные водительские сидения с различными регулировками, регулируемая по высоте и вылету рулевая колонка и трехточечные ремни безопасности. Кроме того для вещей и инструментов кабина снабжается специальными полками и бардачками.

Одно время в качестве «больного места» автомобиля указывалось низкое качество покраски кабины и ее высокая степень подверженности коррозии. После проведения работ по реконструкции цехов по окраске кабин в 2012 году на Минском автомобильном заводе и с применением более совершенных лакокрасочных материалов данная проблема была решена.

Видео

Двигатель

На автомобиль МАЗ-5516 в разные годы устанавливались силовые установки Ярославского моторного завода ЯМЗ-238, ЯМЗ-238Д, ЯМЗ-6581 мощностью 240, 330 и 400 лошадиных сил соответственно. Некоторые модели оснащены немецким силовым агрегатом Deutz мощностью 400 л.с. и получившим признание благодаря своей высокой надежности. Однако зарубежный двигатель имеет и значительно более высокую цену, что влияет на конкурентоспособность автомобиля в целом. Основная масса грузовиков МАЗ-5516 оснащается двигателем ЯМЗ-6582 соответствующий экологическим нормам ЕВРО-3.

Основные параметры ЯМЗ-6582

  1. Тип – четырехтактный, с воспламенением от сжатия, с непосредственным впрыском топлива;
  2.  Система турбонаддува – с промежуточным охлаждением надувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух»;
  3.  Количество и расположение цилиндров – 8, V-образное;
  4. Мощность – 330 л.с. (242,6 кВт);
  5. Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала 1100-1300 об/мин -1274 Нм;
  6. Степень сжатия -17,5;
  7. Рабочий объем – 14,86 л;
  8. Максимальный удельный расход топлива – 200 г/кВт.ч.
  9. Емкость системы смазки двигателя – 32 л;
  10. Емкость системы охлаждения двигателя без радиатора – 22 л.
    Характеристики двигателя улучшаются за счет установки электроуправляемой топливной аппаратуры с ТНВД типа «Компакт-40».

Цена

Новый МАЗ-5516 в базовой комплектации (соответствие ЕВРО-4) на сегодняшний день можно купить в пределах от 3 млн.руб до 3 млн.300 тыс. руб. в зависимости от региона и дилера. Пятилетняя машина с пробегом 120 тыс.км. может стоить в два раза дешевле. Более старые образцы со сроком эксплуатации десять и более лет продаются по цене около 300 тыс.руб. На конечную стоимость влияет техническое состояние и комплектация автомобиля.


Оставить комментарий