ЗИЛ 130
Грузовой автомобиль ЗИЛ 130 можно по праву назвать легендой советского и российского автомобилестроения. Автомобиль был чрезвычайно востребован в народном хозяйстве. Его серийный выпуск на Заводе им. Лихачева в г. Москва был налажен еще в 1964 году. Спустя десять лет был выпущен миллионный экземпляр машины. Выпуск ЗИЛ 130 также был налажен на Читинском автосборочном заводе, а с 1995 по 2014 год грузовик под отраслевым индексом «43140» производился на Уральском автомоторном заводе в г. Новоуральск. Интересен тот факт, что первоначально предполагалось производство только шести модификаций 3ил 130, однако за пятидесятилетнюю историю выпуска число серийных, опытных и базовых модификаций выросло до восьмидесяти. Внедрение в конструкцию автомобиля современных технических решений для своего времени существенно продлили жизнь автомобиля. На протяжении всего периода выпуска проводились работы по совершенствованию узлов и механизмов грузовика. Существенной модификации ЗИЛ 130 подвергался трижды, в 1966, 1976, и 1984 годах. Основные изменения касались двигателей, системы тормозов, элементов подвески и электрооборудования. В результате внедрения новых инженерных решений модели, выпущенные в 90-е годы, достаточно сильно отличались от машин первых годов выпуска. Невзирая на то, что, по мнению многих автоэкспертов машина считается устаревшей, ее довольно часто можно встретить не только на российских дорогах, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Навигация по статье
Назначение
ЗИЛ 130 с первых дней выпуска стал поставляться в вооруженные силы в качестве надежного грузовика для перевозки различных грузов и личного состава. В народном хозяйстве областью применения машины стали строительство зданий и дорог, коммунальная сфера, различные виды производств и сельское хозяйство, городские аварийные службы и службы технического обеспечения аэропортов. Некоторые модификации разрабатывались под особые условия эксплуатации Севера России или как экспортные варианты для стран с тропическим климатом. Экспортные модификации ЗИЛ130 оснащенные английскими дизелями Perkins и Layland, или финскими Valmet поставлялись более чем 40 стран мира и применялись во множестве отраслей промышленности, включая газо- и нефтедобычу.
В наши дни на базе старых машин ЗИЛ 130 многие автолюбители создают уникальные экземпляры, как по внешнему виду, так и по внутреннему содержанию. Подверженные костомайзингу (переделке) машины участвуют в различных выставках и гонках.
Модификации
ЗИЛ 130 сменил на производственном конвейере устаревший в моральном и техническом плане ЗИЛ 164. Первые модификации машины были представлены как:
- Бортовой тягач для эксплуатации с прицепом общей массой 8 т;
- Бортовой грузовик на удлиненной колесной базе равной 4500 мм, с двухсекционными боковыми бортами;
- Седельный тягач на укороченной колесной базе равной 3300 мм;
- Седельный тягач с укороченной колесной базой и усиленным задним мостом;
- Шасси с укороченной колесной базой для строительных самосвалов;
- Шасси для самосвалов сельскохозяйственного назначения с колесной базой 3800 мм.
Кроме того в разное время производились следующие модификации:
- ЗИЛ 130 ГУ – грузовой автомобиль с особо удлиненной колесной базой (5000 мм) производившийся отдельными партиями с 1977 года;
- ЗИЛ 130 С – вариант машины для работы в северных регионах;
- ЗИЛ 130Э – бортовая машина и шасси для специальных автомобилей грузоподъемностью до 6 тонн для поставки на экспорт в страны с умеренным климатом;
- ЗИЛ 130Т – экспортный вариант грузоподъемностью до 6 тонн для стран с тропическим климатом;
- 3ИЛ 138И – бортовой автомобиль и шасси для спецавтомобилей с двигателем ЗИЛ-138И работающем на природном газе и высокооктановом бензинеАИ-93;
- ЗИЛ 138Д2 – шасси с колесной базой 3300 мм, оборудованное газобаллонным оборудованием для работы на сжиженном нефтяном газе;
На базе 3ил 130 было разработано и запущено в серийное производство семейство пожарных автомобилей число модификаций, которых превышает один десяток. Для доставки пожарных расчетов к местам тушения пожаров, на базу автомобиля ЗИЛ 130 устанавливались специальные цельнометаллические 9-ти местные кабины. Они оборудовались тремя рядами сидений, где на передних сидениях располагался водитель и командир отделения, а на втором и третьем ряду лицом друг к другу рассаживались еще семь бойцов пожарной команды.
Наряду с выпуском серийных машин было выпушено два прототипа (в 1958 и 1968 годах) и более двадцати опытных модификаций. Опытные модели отличались от серийных версий установленными силовыми агрегатами, усиленными задними мостами, размерами колесной базы, наличием специальных сцепных устройств и другими техническими решениями. Например, седельный тягач ЗИЛ 130В1С предназначенный для работы в северных регионах имел петлю для самовытаскивания и два запасных колеса и был выпущен ограниченной опытно – промышленной партией.
С 1986 года семейство автомобилей ЗИЛ 130 получило новые отраслевые индексы в соответствии с отраслевым стандартом ОСТ 37.001-269 83. Маркировка ЗИЛ 130 приобрела вид ЗИЛ 431410.
Армейские версии автомобиля также комплектовались специальными устройствами для светомаскировки, дополнительными канистрами, топором и лопатой.
На сегодняшний день потомками ЗИЛ 130 являются грузовики, производимые Уральским автомоторным заводом. В основе конструкции семейства автомобилей АМУР-53131 с колесной формулой 4х2 лежат узлы и агрегаты, применяемые на 3ИЛ 130 и ЗИЛ 131. Машины, собираемые на конвейере в Новоуральске агрегатируются как своими бензиновыми моторами АМУР-456.10, так и белорусскими дизелями серии Д-245. Современный модельный ряд включает бортовые грузовики, сельскохозяйственные и строительные самосвалы, автоцистерны и топливозаправщики, бетономешалки, автогидроподъемники и различные варианты коммунальных машин.
Технические характеристики
За основу можно взять бортовой ЗИЛ 130 с колесной формулой 4х2 к основным характеристикам которого относятся:
- Полная масса автомобиля – 10400 кг;
- Полная масса автопоезда – 18500 кг;
- Допустимая нагрузка – передняя ось 2600 кг, задний мост – 7900 кг;
- Грузоподъемность – 6000 кг;
- Масса снаряженного автомобиля – 4300 кг;
- Площадь грузовой платформы – 8,7 м2;
- Максимальная скорость – 90 км/ч.
Трансмиссия
В трансмиссии большинства модификаций ЗИЛ 130 применена механическая, пятиступенчатая трехходовая коробка передач. Передачи 2, 3, 4, и 5 оснащены синхронизаторами инерционного типа. Задняя передача прямая. Передача крутящего момента от двигателя на КПП осуществляется посредством однодискового, сухого фрикционного сцепления с механическим приводом. Главная передача – двойная. Одна пара конических шестерен со спиральными зубьями, вторая пара – цилиндрические шестерни с косыми зубьями. Передаточное число главной передачи – 6,45. Задний мост оборудован коническим дифференциалом с четырьмя сателлитами.
Подвеска и ходовая часть
Все элементы конструкции автомобиля крепятся к клепаной стальной раме, состоящих из двух лонжеронов швеллерного сечения, соединенных между собой пятью поперечинами. Передняя и задняя подвеска зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах. Передняя ось – кованая двутавровая балка, соединенная с двумя телескопическими гидравлическими амортизаторами двойного действия. Задние рессоры имеют усиленную конструкцию. На дисковые колеса размером 7,0-20 устанавливаются шины 9,00-20 (260-20).
На всех колесах установлены тормозные механизмы барабанного типа с пневмоприводом. Стояночный тормоз – барабанный механизм с механическим приводом на трансмиссию (блокировка на карданный вал). Рулевое управление – винт-гайка с гидроусилителем.
Система электроснабжения
В ЗИЛ 130 использована однопроводная, 12-ти вольтовая система электроснабжения. В качестве источников электроэнергии на большинстве машин используются АКБ типа 6СТ-90ЭМ и генераторы Г108-В или 32.3701. Для запуска двигателя устанавливался стартер СТ-130АЗ, устанавливаемый только на автомобили ЗИЛ.
Особенности и эксплуатация
Изначально ЗИЛ 130 задумывался как грузовик с расчетным пробегом до капитального ремонта 300 тыс. км., что для своего времени было достаточно приличным показателем. Автомобиль действительно оказался надежным и практичным. В 1973 году автомобиль был подвергнут испытаниям на автополигоне НАМИ, где за 12 дней машина прошла дистанцию в 25 тыс. км. без единой поломки. На протяжении всего периода производства автомобиль проходил несколько модернизаций, а число усовершенствований узлов, агрегатов и механизмов даже трудно посчитать. Изменения касались двигателя и его систем, трансмиссии, ходовой части, оптики и измерительных приборов. В 80-х годах прошлого столетия, встал вопрос о переводе автопарка грузовых машин на дизельное топливо, что требовало разработки дизельного двигателя и более совершенной машины. Однако ЗИЛ 170, который должен был заменить ЗИЛ 130 на производственном конвейере в серию не пошел. В силу производственных и организационных причин бескапотный ЗИЛ 170 стал базой для создания нового КАМАЗа-4320, выпуск которого был начат в 1976 году. ЗИЛ 130 стал оснащаться дизельными двигателями различных производителей и газобаллонным оборудованием для снижения эксплуатационных расходов. Однако можно говорить о том, что ЗИЛ 130 на протяжении всех лет производства представлял собой одну модель, разные экземпляры которой могли иметь множество технических отличий.
Видео
Двигатель
Первые экземпляры ЗИЛ 130 оснащались бензиновым V-образным силовым агрегатом рабочим объемом 5,2 литра и мощностью 135 л.с. Эксплуатация грузовика показала, что мощностные и динамические характеристики требуют улучшения. В результате проведенной модернизации автомобиль получил восьмицилиндровый четырехтактный мотор со следующими характеристиками:
- Рабочий объем – 5996 см3;
- Расположение цилиндров – V-образное;
- Мощность при частоте вращения коленчатого вала 3000 об/мин -148 л.с;
- Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала 1800-2000 об/мин – 41 кГм;
- Степень сжатия – 6,5;
- Используемое топливо – бензин АИ-76.
На более поздних модификациях, и на машинах, поставляемых на экспорт, устанавливались различные дизельные двигатели как отечественного, так и зарубежного производства.
Цена
Так как производство ЗИЛ 130 прекращено, купить автомобиль можно только с пробегом. Количество предложений достаточно большое. В зависимости от года выпуска, комплектации и технического состояния автомобили предлагаются в диапазоне цен от 30 тыс.руб до 280 тыс.руб.