ЗИЛ-131

Грузовой автомобиль ЗИЛ-131 является долгожителем отечественного автопрома. Первые опытные образцы машины прошли испытания на заводе им. Лихачева еще в 1959 году, однако, в силу организационных и технических причин серийное производство началось только в1967 году. Автомобиль получился качественным, надежным и долговечным. В 1974 году изделие было отмечено Государственным знаком качества.

ЗИЛ-131 разрабатывался как военный автомобиль, что и определило его параметры и характеристики. Он пришел на смену автомобилю ЗИЛ-157, переставшему в полной мере удовлетворять потребностям армии. Однако оба грузовика выпускались на заводе им. Лихачева параллельно еще на протяжении 20 лет. Основным назначением ЗИЛ-131 было перемещение различных грузов, вооружения и личного состава, как в нормальных дорожных условиях, так и по бездорожью. В наши дни автомобиль можно встретить в организациях занимающихся геологической разведкой и бурением, на лесозаготовках, в строительстве и различных отраслях промышленности. В зависимости от области применения и установленного на машину оборудования выпущено довольно много различных модификаций ЗИЛ-131.

Навигация по статье


Модификации

Изначально был налажен выпуск трех модификаций ЗИЛ-131:

  •  Грузовик с решетчатой деревянной грузовой платформой с дугами и брезентовым тентом предназначался для перевозки личного состава Вооруженных Сил. На откидывающихся скамейках в кузове размещалось 16 бойцов, и еще 8 человек можно было рассадить на установленной посередине кузова скамье. Задняя часть кузовам при необходимости закрывалась откидной частью тента.
  •  Седельный тягач для буксировки полуприцепов. Тягач ЗИЛ-131В имеет укороченную раму и седельно-сцепное устройство.
  •  Универсальное шасси под установку КУНГов и различных видов вооружения. В кузовах-фургонах оборудовались ремонтные мастерские, медицинские пункты, пункты управления, полевые кухни и многое другое. В КУНГах на базе ЗИЛ-131 не только осуществлялась перевозка личного состава, но и были созданы условия для комфортной работы и отдыха в полевых условиях. В КУНГах устанавливались системы вентиляции, отопления и освещения. Фильтровентиляционная установка ФВУА-100Н-12, которой оборудовались практически все военные КУНГи очищала подаваемый воздух и создавала внутри подпор давления, позволяющий использовать технику на зараженной местности.

В общей сложности насчитывается более 15 модификаций машины армейского назначения, в том числе для применения на аэродромах. Для очистки снега в качестве навесного оборудования на 3ИЛ-131 устанавливался снегоочиститель ДС-210. Оборудованный цистерной со специальной системой Зил-131 широко применялся в качестве топливозаправщика, как в сухопутных войсках, так и в авиации. На базовом шасси были изготовлены насколько модификаций пожарных автомобилей различного назначения, которые до сих пор находятся на вооружении МЧС.

На заводе им. Лихачева также планировался выпуск ЗИЛ-131 в версии самосвала, однако данная разработка ограничилась выпуском двух опытных образцов, так и не запущенных в серийное производство.


Технические характеристики

Основные параметры автомобиля, прежде всего, определялись областью применения. Для обеспечения повышенной проходимости была выбрана колесная формула 6х6. Как передние, так и задние колеса оборудуются широкопрофильной резиной 12,00-20 дюймов. Ширина передней и задней колеи одинаковая и составляет 1,82 м, а радиус поворота 10,8 м. Дорожный просвет составляет 330 мм, что делает ЗИЛ-131, по сути, грузовым вездеходом. Низко расположенный центр тяжести позволяет автомобилю преодолевать подъемы до 30 градусов и небольшие броды глубиной до 1,4 м. Грузоподъемность серийной модели ЗИЛ-131 в зависимости от грунта составляет 5000 кг. при движении по шоссе, и 3500 кг при перемещении груза по проселочным дорогам и пересеченной местности. Заявленная производителем максимальная скорость грузовика – 80 км/ч. Плавность хода автомобилю обеспечивает передняя зависимая подвеска на двух полуэллиптических рессорах и задняя балансирная подвеска на двух рессорах со скользящими концами и шестью реактивными штангами. Тормозная система представлена двумя независимыми тормозами: ручным и ножным. Ручной тормоз рекомендуется использовать только в качестве стояночного. Торможение во время движения осуществляется ножным тормозом через пневматическую систему на тормоза колодочного типа установленные на всех шести колесах. Нагнетание воздуха в систему производится посредством компрессора с приводом клиновидным ремнем от двигателя. Воздух, нагнетаемый компрессором, кроме этого используется для повышения давления в шинах, управления раздаточной коробкой и для стеклоочистителей.

Автомобиль оборудован цельнометаллической кабиной рассчитанной на водителя и двух пассажиров. Для хорошей обзорности установлено двойное панорамное лобовое стекло. Как и в большинстве моделей грузовых автомобилей произведенных в Советском Союзе, в кабине ЗИЛ-131 господствует подчеркнутый принцип минимализма. Сидения не регулируются и рассчитаны на антропометрические параметры среднестатистического человека. Контрольно измерительные приборы представлены спидометром, датчиками давления масла, уровня бензина и температуры охлаждающей жидкости, амперметр-вольтметром и тахометром. Для уменьшения усилия на рулевое колесо установлен гидроусилитель руля.

Трансмиссия ЗИЛ-131 представлена механической пятиступенчатой синхронизированной коробкой передач (синхронизаторы 2-3 и 4-5). Передачу крутящего момента от двигателя на КПП обеспечивает однодисковое, сухое, установленное в чугунном корпусе сцепление. Раздаточная коробка механического типа с двумя передачами (2,08:1 и 1:1). Управление раздаточной коробкой – электропневматическое. Привод задних мостов – последовательный, проходной.

Автомобиль имеет 12 вольтовую электрическую схему, генератор повышенной мощности с номинальным напряжением 14 В. работающий параллельно с аккумуляторной батареей. Генератор выполняется в защищенном корпусе и допускает кратковременное погружение в воду. Кроме того, военные образцы оборудованы дополнительным генератором позволяющим осуществлять движение около 30 часов. При преодолении брода более 0,7 м, привод генератора рекомендуется отключать.


Особенности и эксплуатация

На протяжении всего времени производства в конструкцию ЗИЛ-131 вносились изменения с целью повышения эксплуатационных характеристик. На многих моделях устанавливалась лебедка барабанного типа, дополненная червячным редуктором. Она может применяться в сложных дорожных условиях для самовытаскивания, технической помощи другим транспортным средствам, а также при выполнении работ по перемещению грузов на небольшие расстояния. При этом на конце троса максимальное усилие составляет 5000 кгс, а длинна троса 65 м. Основная часть деталей имеет высокую степень унификации с ЗИЛ-130, что во многом снимает вопрос дефицита запасных частей. В зависимости от модификаций автомобиля применяются контактно-транзисторная или батарейная системы зажигания. В отличие от ЗИЛ-130 на ЗИЛ-131 установлен предпусковой подогреватель двигателя жидкостного типа, интегрированный в систему охлаждения.

Так как ЗИЛ-131 предполагалось использовать в сложных дорожных условиях, он был оборудован системой регулировки давления в шинах. Она позволяет повышать проходимость за счет уменьшения удельного давления на грунт, продолжать движение на пробитом колесе, а также следить за параметрами давления. Однако не рекомендуется снижать давление в шинах без дорожной необходимости.

Кабина автомобиля вентилируется при помощи опускающихся боковых стекол, поворотных форточек дверей и через канал, расположенный в правом брызговике крыла.

Изначально ЗИЛ-131 комплектовался только бензиновыми моторами, однако можно встретить модели последних модификаций оснащенные дизельными агрегатами.

Видео

Двигатель

В первоначальной комплектации на ЗИЛ-131 устанавливался карбюраторный, четырехтактный, V- образный, 8-ми цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения. Угол развала цилиндров-90*. Расположение клапанов – верхнее. Мощность двигателя при частоте оборотов 3200 об/мин составляет 150 л.с. (110,3 кВт). Рабочий объем – 6 литров. Крутящий момент при 2000 об/мин равен 41 кГс*м (410Нм). При достижении частоты вращения коленчатого вала 3200 об/мин, срабатывает ограничитель.

Расход бензина составляет 40 литров при движении по шоссе, и 49,5 литров при смешанном цикле. Топливо в двигатель поступает из двух баков емкостью 170 литров каждый.


Цена

Встретить различные модификации ЗИЛ-131 можно на дорогах достаточно часто. С конца 60-х и до 90-х годов прошлого века на заводе им. Лихачева их было выпущено около одного миллиона экземпляров, а с 1990 по 2002 год, они собирались и на Уральском моторном заводе. На продажу предлагаются как гражданские, так и военные версии автомобиля. В зависимости от модификации в среднем ЗИЛ-131 предлагаются по цене от 150 до 300 тыс.руб. Решающее значение на цену имеет год выпуска и техническое состояние грузовика. Можно встретить объявления о продаже с ценой ниже 100 тыс. руб., однако в этом случае придется не меньшую сумму вложить в ремонт или восстановление машины. Кроме того, продавцы могут запросить отдельную цену за установленное на базе автомобиля оборудование (кран, буровая и т.д.)


Оставить комментарий