ЗИЛ-157

По завершении Второй Мировой войны в СССР активизировалась работа по созданию собственных грузовых автомобилей повышенной проходимости. В 1947 году на вооружение Советской Армии был принят трехосный автомобиль ЗИС-151. Многие технические решения были заимствованы от американских грузовиков. Даже внешне машина напоминала американский «СтудебекерUS6». К середине 50-х годов ЗИС-151 перестал удовлетворять требованиям, предъявляемым к армейским грузовикам. В частности претензии сводились к повышенному расходу топлива (более 50 литров на 100 км. пробега), и проходимости. Двойные скаты, установленные на задних мостах в условиях бездорожья забивались мягким грунтом, который приходилось постоянно счищать, что сильно замедляло движение.
На смену ЗИС-151 был предложен новый трехосный грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-157. Первые опытные образцы машины были собраны на Московском заводе им. Лихачева в 1946 году, а серийное производство началось два года спустя. ЗИЛ-157 является настоящим долгожителем отечественной автомобильной промышленности. За время производства было выпущено около 800 тыс. единиц автомобиля в различных модификациях, как для армии, так и народного хозяйства. Производство 3ИЛ-157 было прекращено только в 1994 году.

Назначение

Основным заказчиком ЗИЛ-157 было министерство обороны, поэтому к проходимости, надежности и возможности эксплуатации в различных климатических зонах предъявлялись особые требования. Автомобиль прекрасно показал себя в качестве транспортного средства для перевозки различных грузов, боеприпасов и личного состава. Оборудованный лебедкой и усиленным бампером он успешно применялся как средство эвакуации техники, как на колесном, так и гусеничном ходу. В гражданской сфере его предполагалось использовать для перевозки грузов в сельском хозяйстве, в лесозаготовительной отрасли, на различных видах производства и строительстве. Причем часть модификаций была выпущена для поставок за границу. ЗИЛ-157 можно и в наши дни встретить на лесозаготовках в Финляндской республике. Кроме того, вездеходные качества автомобиля по достоинству оценены в охотничьих хозяйствах и на рыбоводческих фермах.

Модификации

В первоначальном, базовом исполнении ЗИЛ-157 производился с1958 по 1961 год. Он имел односкатную ошиновку колес, систему регулировки давления в шинах, диски колес разъемной конструкции, двигатель ЗИС-157 мощностью 104 л.с, и ножной включатель стартера. Также в серийной версии по заказу на удлиненных кронштейнах рамы устанавливалась лебедка, что не отражалась в индексном названии модели.

  • ЗИЛ-157Г оборудовался экранированным и герметизированным электрооборудованием, а отрицательный вывод аккумуляторной батареи соединялся с корпусом машины.
  • Зил-157Э производился на экспорт, и был предназначен для эксплуатации в странах, расположенных в средних широтах.
  • ЗИЛ-157Ю также производился на экспорт, но для эксплуатации в тропических условиях. На машине отсутствовали отопитель кабины и предпусковой подогреватель двигателя.
  • ЗИЛ-157Б не имел в базовой комплектации системы регулировки давления в шинах.
  • ЗИЛ-157К стал вторым базовым поколением и производился с 1961 по 1978 год. На нем был установлен более мощный двигатель (109 л.с), второе зеркало заднего вида и коробка передач с синхронизатором типа ЗИЛ-131. Также предусматривалась возможность установки лебедки на удлиненных кронштейнах рамы.
  • ЗИЛ-157КГ оборудовался экранированным и герметизированным электрооборудованием и выпускался с 1961 по 1978 год.
  • ЗИЛ-157КД являлся представителем третьего базового поколения. По сути, автомобиль стал модернизированной версией ЗИЛ-157К и выпускался с1978 по 1992 год. Его отличала повышенная грузоподъемность, улучшенные характеристики двигателя, новая бортовая платформа от ЗИЛ-131 и электропуск стартера.

Кроме этого выпускались опытные образцы с отличными от базовых моделей характеристиками. На основной базе ЗИЛ-157 собирались пожарные машины, имеющие увеличенную кабину для перевозки пожарных расчетов, бак для воды и выдвижную пожарную лестницу. Также были созданы машины для резервного электроснабжения, передвижные мастерские и спецмашины для вооруженных сил.

Для перевозки сельскохозяйственных грузов с 1976 года производилась модификация ЗИЛ-4311 имеющая грузовую платформу транспортного типа с наставными бортами и габаритными огнями на крыше автопоезда. Зил-157В и ЗИЛ-157КДВ использовались в качестве седельных тягачей.

Технические характеристики

ЗИЛ-157 и его модификации наибольшей модернизации подвергался дважды: в 1961 и 1978 годах. Технические параметры базовой модели определяли ЗИЛ-157 как армейский трехосный вездеход с бензиновой силовой установкой. Грузоподъемность машины при движении по шоссе составляет 4500 кг, по грунтовой дороге и пересеченной местности до 2500кг. Максимальная заявленная скорость движения – 65 км/ч. Наружный радиус поворота – 12 метров. Изначально объем одного топливного бака составлял 150 литров. После модернизации был добавлен еще один бак емкостью 65 литров, что обеспечило запас хода по топливу более 510 км. Автомобиль способен преодолевать подъемы с максимальным углом до 28 градусов, и броды глубиной до 0,65 м. Рулевой механизм червячный, глобоидальный, с тремя гребнями на ролике. Гидроусилитель руля устанавливался на некоторые модификации ЗИЛ-157 только в последние пять лет производства на Уральском автомоторном заводе.

Машины первых выпусков комплектовались пятиступенчатой коробкой передач без синхронизаторов. Передача крутящего момента от двигателя осуществлялась посредством однодискового сухого фрикционного сцепления. Двухступенчатая (1,44:1 и 2,44:1) раздаточная коробка имеет муфту включения переднего моста. Привод задних мостов раздельный, параллельный. Мосты планетарные, с полуосями и дифференциалами. После модернизации мосты получили усиленные кожухи. Количество карданных валов – 5 шт.

Передняя подвеска основана на полиэллиптических рессорах с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Задняя подвеска балансирного типа на полуэллиптических рессорах.

Основной тормоз – барабанный, с пневмоприводом на все колеса. Стояночный тормоз – барабанного типа с механическим приводом на трансмиссию.
ЗИЛ-157 имеет кабину, рассчитанную на водителя и двух пассажиров, выполненную целиком из металла. Кузов в базовой комплектации представляет собой деревянодосочную платформу с задним открывающимся бортом. На боковых бортах смонтированы гнезда для установки дуг тента и откидные скамейки.

Особенности и эксплуатация

Военное назначение ЗИЛ-157 определило его спартанский дух. На спаренном пассажирском сидении можно свободно разместить два человека средней комплекции. Органы управления водителя удобно расположены под рукой. Существенным недостатком ЗИЛ-157 специалисты отмечают отсутствие гидроусилителя руля на большинстве модификаций.

От своих предшественников ЗИЛ-157 отличался специально созданными шинами с наличием большего количества мягких внутренних слоев и размерами 12,00-18 дюймов. Революционным для своего времени стала система изменения давления в шинах, позволяющая водителю изменять давление в шинах прямо во время движения. При максимальном давлении 2,8 кг/см2, автомобиль мог двигаться по шоссе со скоростью до 60 км/ч, при снижении до 2,0 кг/см2 – по пашне и в лесу. При движении по песчаной поверхности и по раскисшим дорогам давление можно было снизить до 1,00 кг/см2. При этом можно было двигаться со скоростью до 20 км/ч. При движении по болотистой местности или снежной целине давление можно было снизить до 0,5 кг/см2, однако скорость движения при этом ограничивалась 10 км/ч. Подкачка шин компрессором позволяла также осуществлять движение даже при пробитой шине, что в условиях военного применения имело огромное значение. В 1961 году система подкачки была доработана, а после усовершенствований 1978 года верхний предел рабочего давления в шинах стал 3,5 кг/см2, что позволило увеличить максимальную скорость машины до 65 км/ч.

Многие специалисты отмечают высокую надежность всех узлов и деталей, и если бы не маломощная по нынешним меркам силовая установка, ЗИЛ-157 производился бы и в наши дни. Некоторые энтузиасты устанавливали на ЗИЛ-157 белорусские дизельные моторы Д245-12с с заменой задних опор на кронштейны от ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. При технической взаимосовместимости двигателя с коробкой передач ЗИЛ-157, во время работы сильно увеличивается вибрация, приводящая к быстрому выходу из строя деталей и узлов. По этой причине замена моторов на дизельные агрегаты не нашла широкого распространения.

Видео

Двигатель

На первые модели ЗИЛ-157 устанавливались карбюраторные, четырехтактные, шестицилиндровые, рядные двигатели жидкостного охлаждения ЗИС-157 объемом 5,55 литра. Двигатель имеет блок цилиндров, выполненный из серого чугуна и головку цилиндров из алюминиевого сплава. Расположение клапанов – нижнее. Мощность двигателя составляет 104 л. с (76,5 кВт) при 2600 об/мин. Максимальный крутящий момент при оборотах коленчатого вала 1100-1400 об/мин – 34,0 кГс*м (334 Нм). После проведенной модернизации в 1961 году мощность двигателя была увеличена до 110 л.с.

Для запуска двигателя используется высокооборотистый стартер повышенной мощности СТ-230-4 с использованием 12-ти вольтовой свинцовой стартерной аккумуляторной батареи 6СТ-90. При разряженной АКБ существует возможность запустить двигатель при помощи заводной Г-образной ручки, находящейся в комплекте ЗИП. Изначально мотор рассчитывался под бензин с октановым числом 66ед., а после проведенной модернизации доработан под марку А-72.

При движении автомобиля по шоссе, двигатель потребляет около 40 литров топлива.

Цена

В зависимости от года выпуска цена на ЗИЛ-157 колеблется от 80 до 200 тыс. руб. До настоящего времени на армейских базах хранения сохранились экземпляры, произведенные в начале 60-х годов прошлого века и находящиеся в достаточно хорошем состоянии. Как правило, их покупают под коллекционное восстановление, а в полной комплектации цена за такую модель может доходить до 300 тыс. руб.


Оставить комментарий