ЗИЛ-5301

Потребность отечественного рынка в малотоннажных грузовиках ощущалась всегда. Лидирующие позиции в данном отраслевом сегменте всегда занимала продукция отечественного Горьковского автомобильного завода и автомобили ведущих европейских производителей. В отсутствие государственных заказов на среднетоннажные грузовики ЗИЛ в начале 90-х годов прошлого века , на заводе им. Лихачева было принято решение о разработке и производстве трехтонного грузового автомобиля. В конструкции предполагалось использовать запасные части от ранее выпускаемых моделей, однако в качестве образца по раме и ходовой части был взят немецкий Mercedes-Benz T2 выпускавшийся в Германии более 14 лет. В результате симбиоза собственных и заимствованных технических решений и белорусских тракторных моторов появился ЗИЛ-5301 «Бычок». Интересен тот факт, что свой отраслевой индекс «5301» он получил ошибочно, и начинаться он должен был с тройки, что правильно отражало бы его принадлежность к малотоннажному классу. Когда ошибка была обнаружена, ее исправление повлекло бы переделку технической документации и серьезные финансовые и временные затраты. В результате все было оставлено, как есть.

Навигация по статье


Назначение

Изначально «Бычок» задумывался как быстрый и маневренный грузовой автомобиль для использования в городских условиях и на маршрутах небольшой протяженности. Как и большинство моделей произведенных на заводе им. Лихачева, ЗИЛ-5301 предназначался для определенных отраслей хозяйства в зависимости от установленного на его базу оборудования. Его до сих пор можно встретить на производственных предприятиях, в сельскохозяйственном производстве, на животноводческих комплексах, в жилищно-коммунальной сфере, в строительстве и торговле. Оборудованные для перевозки пассажиров «Бычки» используются в качестве маршрутных такси. Надежная рамная конструкция позволяет успешно применять ЗИЛ-5301 для эвакуации легковых автомобилей. Некоторые модели машины специально разрабатывались как специальные автомобили для скорой помощи и аварийных служб.


Модификации

Автомобиль ЗИЛ-5301 выпускался на протяжении десяти лет, и за это время конструкция претерпевала множество изменений. Общее число модификаций машины более сорока. На первых 219-ти базовых автомобилях ЗИЛ-5301 устанавливались немецкие силовые агрегаты Mercedes-Benz. В дальнейшем большинство модификаций комплектовались белорусскими дизельными моторами серии Д-245, которые также постоянно совершенствовались. К основным модификациям ЗИЛ-5301 можно отнести:

  • ЗИЛ-5301АО – модель, используемая в качестве базовой версии;
  • ЗИЛ-5301100 – автомобиль с удлиненным шасси (4250мм) и кабиной, оборудованной двумя спальными местами;
  • ЗИЛ-5301МЕ — бортовая модификация;
  • ЗИЛ-5301ЯО – бортовой, с удлиненной базой и кабиной с двумя местами для отдыха;
  • ЗИЛ-5301ИО – автомобиль с удлиненной базой и изотермическим фургоном;
  • ЗИЛ-5301БО – модель, используемая для монтажа специального оборудования и спецкузовов (пожарные, инкассаторские автомобили и т.д.)
  • ЗИЛ-5301ТО – бортовой автомобиль с удлиненной базой и двухрядной кабиной.

Кроме того, было выпушено несколько вариантов реанимобилей ЗИЛ-5301120 и ЗИЛ-3202М. На базе одной из модификаций ЗИЛ-3250АО оборудовались машины для использования в качестве штабных автобусов для аварийных служб. Производителями также было представлено несколько вариантов конструкций 2, 3, и 4-х секционного кузова-фургона позволяющих увеличить объем кузова с 15,5 м3 в базовой версии до 20,5 м3 на удлиненной базе. Для перевозки пассажиров общей численностью до 19 человек с 1998 года был налажен выпуск нескольких модификаций микроавтобусов.


Технические характеристики

Автомобиль ЗИЛ-5301 относится к малотоннажным грузовым машинам тягового класса «С-09» с конструктивной массой 3695 кг. Предельно допустимая масса с грузом составляет 6950 кг. Элементы конструкции рассчитаны на грузоподъемность не более 3450 кг. Сравнительно небольшой радиус поворота 7,8 м. позволяет водителю легко маневрировать на городских улицах и хозяйственных дворах.

Трансмиссия и ходовая часть

На автомобиль устанавливается пятиступенчатая, механическая коробка передач с синхронизаторами. Переключение передач осуществляется механически, качающимся рычагом, установленным на крышке КПП. Главная передача гипоидного типа с одной ступенью. Максимальный крутящий момент, передаваемый коробке передач составляет 410 Нм. Для передачи крутящего момента от двигателя используется однодисковое, сухое фрикционное сцепление с диаметром ведомого диска 340 мм. Привод сцепления гидравлический, с пневмоусилителем. Карданная передача представляет собой два карданных вала с тремя шарнирами, промежуточным опорным подшипником и скользящим шлицевым соединением. На дисковые колеса устанавливаются бескамерные шины 225/75R16C. Тормозные механизмы передних колес дисковые, задних – барабанные. Для осуществления торможения используется гидравлический, двухконтурный привод с пневмоусилителем. Стояночный тормоз имеет механический привод на задние колеса.

Рулевое управление

Для комфортного управления автомобиль ЗИЛ-5301 оборудуется рулевым механизмом со встроенным гидроусилителем. Рабочая пара – винт с гайкой на циркулирующих шариках и рейка с зубчатым сектором. На колонке рулевого управления установлено запорное противоугонное устройство.

Электрооборудование

Автомобиль имеет однопроводную 12-ти вольтовую систему. В режиме пуска двигателя используются две аккумуляторных батареи и стартер напряжением 24В с электромагнитным втягивающим реле. Для питания бортовой сети и зарядки АКБ используется генератор переменного тока со встроенным выпрямителем.
Для различных вариантов исполнения автомобиля ЗИЛ-5301 технические характеристики могут существенно отличаться. Для базовой модели основные ТТХ выглядят следующим образом:

  1. Максимальная скорость движения по ровному участку шоссе – 95 км/ч;
  2. Время разгон до скорости 60 км/ч – 30 сек;
  3. Предельно допустимая нагрузка для передних колес 2300 кг, для задних 4900 кг;
  4. Габаритные размеры платформы: длинна – 3750 мм, ширина – 2250 мм, высота 450 мм.

Особенности и эксплуатация

В целом ЗИЛ-5301 зарекомендовал себя как надежный и недорогой в обслуживании и ремонте автомобиль. По мнению специалистов меньше всего нареканий вызывает довольно надежный двигатель минского моторного завода. В качестве слабых мест указываются задний мост, низкое качество лакокрасочных покрытий, часто протекающий люк кабины и плохая сборка узлов и деталей.

Автомобиль рассчитан на использование отечественных горюче-смазочных материалов, а их невысокая стоимость существенно снижает эксплуатационные расходы. Замена моторного масла должна производиться каждые 10 000 км. пробега. Масло ТСп-15К в коробке передач меняется не реже чем через 30 000 км. пробега.

К основным особенностям «Бычка» можно отнести:

  • Оригинальное оперение с небольшим, открывающимся назад капотом;
  • Раму лестничного типа с лонжеронами типа «швеллер»;
  • Наличие в передней части рамы специального устройства для осуществления буксировки;
  • Отдельное сидение водителя с системой подрессоривания и регулируемой жесткостью подушки;
  •  Омыватель лобового стекла с электрическим приводом;
  • Трехточечный стеклоочиститель с электроприводом.

Видео

Двигатель

В различные периоды производства на автомобиль ЗИЛ-5301 «Бычок» устанавливались силовые установки различных производителей. Большинство экземпляров машины можно встретить оборудованные различными модификациями дизельных моторов произведенных на Минском моторном заводе серии Д-245. Также на небольшие партии машин устанавливались моторы французского концерна Renault, американские Caterpillar и болгарские Vamo.

Начиная с 2008 года на автомобиль стали устанавливать белорусский дизель ММЗ Д-245.9Е3, соответствующий требованиям экологических норм по «Евро-3». Четырехтактный, четырехцилиндровый двигатель с непосредственным впрыском топлива и водяным охлаждением обладает номинальной мощностью 136 л.с. (100 кВт). Характеристики:

  1.  Рабочий объем – 4,74 литра;
  2.  Максимальный крутящий момент – 460 Нм при 1400  об/мин;
  3.  Конструкционная масса – 430 кг;
  4.  Система питания воздухом – с турбонаддувом и  промежуточным охлаждением воздуха;
  5.  Система питания ДТ – топливный бак емкостью 125л.

Цена

Так как производство автомобиля было прервано в 2014 году, на отечественном автомобильном рынке можно приобрести только подержанные экземпляры ЗИЛ-5301. Стоимость варьируется в зависимости от модификации, года выпуска, установленного оборудования и технического состояния. В среднем цена за десятилетний автомобиль составляет 100-120 тыс. руб. Стоимость более новых машин не превышает 300 тыс.руб.


Оставить комментарий