Т-330
Гусеничный бульдозер Т-330 (известный еще как тристатридцатый) является тяжелой промышленной техникой. Изначально машина была спроектирована для выполнения землеройных работ, но в итоге бульдозер вышел довольно универсальным. Первые образцы Т-330 покинули завод в 1975 году на заводе, расположенном в городе Чебоксары.
Еще до массового распространения на территориях страны машина вызвала повышенное внимание у общественных организаций, специалистов с других стран и даже СМИ. И этому есть свое объяснение: бульдозер имел совершенно новую конструкцию, нетипичную для обыкновенных машин. Но стоит отметить, что было множество различных отзывов и критики со стороны специалистов.
Т-330 имел на то время довольно странную компоновку, а именно выше бульдозерного отвала располагалась кабина, которая как раз и была так задумана разработчиками. Опытные образцы с такой компоновкой выглядели довольно ярко. Но пройдя несколько испытаний, специалисты выявили один недостаток конструкции: при работе с различными грунтами часть грунта копилась на самом отвале, из-за чего вскоре грунт начал переваливаться через верхнюю кромку отвала и некоторая часть попадала в кабину. Конечно, при работе с рыхлыми материалами, данный недостаток не является таким уж существенным, однако, при работе с горными породами и другими кусковыми материалами, зачастую стекло и сама конструкция кабины получали повреждения. Была установлена специальная решетка, которая и должна была защитить кабину, но такая задумка все равно не удалась. И тогда было решено установить забронированный капот, а кабину сместить на один метр назад.
По заявлениям разработчиков, такая конструкция была специально задумана, так как основным рабочим органом является фронтальный отвал. На бульдозерах с обычной компоновкой оператор зачастую попадал в так называемую «мертвую зону», так как из-за массивного капота и отвала не было видно рабочий процесс, что и создавало сложности в некоторых сферах. Из-за этого же фактора, более старые бульдозеры управлялись стоя. Поэтому разработчики и решились создать наиболее удобную конструкцию. Необходимо отметить, что они сделали действительно революционное решение. Также благодаря переднему расположению кабины техника была наделена повышенной устойчивостью, ну и мощным и напористым внешним видом.
Навигация по статье
Назначение
В годы производства данной техники, эксплуатация бульдозера Т-330 зачастую наблюдалась в строительствах различных объектов, как малых, так и масштабных; промышленных отраслях; различных организациях; в сельских хозяйствах, а также в горных производствах, карьерах и месторождениях.
Т-330 предназначен для разравнивание поверхности рабочих и других территорий; для расчистки площадок от производственного мусора; для рытья котлованов; перемещения на небольшие дистанции сыпучих и кусковых пород и грунтов; для разрыхления скальных пород и грунтов третьей и четвертой категории плотности. Также бульдозер выполнял мелиоративные и дорожные работы.
Навесное оборудование
Дополнительного навесного оборудования для бульдозера Т-330 разработано не было. Машина использовала в рабочем процессе свои базовые навесные агрегаты, а именно это:
- Фронтальный отвал полусферической формы. Применяется данное оборудование для рытья котлованов; расчистки каких-либо территорий от производственного мусора; засыпания ям, траншей и котлованов; перемещения различных кусковых и сыпучих материалов на определенные расстояния. Призма волочения данного отвала формируется в пределах 12 градусов относительно продольной оси бульдозера. Объем этого агрегата достигает отметку в 13000 кубических миллиметров.
- Заднее рыхлительное оборудование. Применяется такой тип оборудования для разрыхления грунтов третьей и четвертой категории плотности и скальных пород. Также зачастую применяется в дорожно-ремонтных работах для вскрытия асфальтированного слоя дорожных участков и автомагистралей. Всего имеется один рыхлительный зуб. Как и у фронтального отвала, также и у навесного рыхлителя положение изменяется на плюс/минус 12 градусов.
Модификации
Бульдозер Т-330 выпускался в двух версиях, а именно это базовая и модифицированная. Модифицированная версия носит наименование, как Т-330Р1-01. Эта версия в отличие от базового бульдозера оснащалась кондиционером. Стоит отметить, что привело к созданию данной модификации нужда в эксплуатации тристатридцатого в районах с умеренными климатическими условиями. Большой спрос был именно на Т-330 потому что бульдозер обладает довольно высокими техническими и эксплуатационными характеристиками, однако, базовая модель была не предусмотрена для работы в жарких климатах. Так и была создана модификация Т-330Р1-01. Еще одной особенностью модификации является установка двухзубого рыхлительного оборудования, но также были модели и с однозубым агрегатом. Внешний вид техники и ее технические составляющие затронуты не были.
Технические характеристики
Габаритные данные:
- Полная конструкционная длина – 9330 миллиметров.
- Ширина по гусеничной ленте – 4762 миллиметра.
- Высота по выхлопной трубе – 4230 миллиметров.
- Дорожный просвет – 570 миллиметров.
Эксплуатационные значения:
- Конструкционный вес – 41800 килограмм.
- Номинальное тяговое усилие бульдозера – 25000 килограмм.
- Максимальное тяговое усилие бульдозера – 66000 килограмм.
- Фронтальное рабочее оборудование – отвал.
- Тип фронтального отвала – полусферический.
- Ширина фронтального отвала – 4860 миллиметров.
- Высота фронтального отвала – 1820 миллиметров.
- Максимальная высота подъема фронтального отвала – 1530 миллиметров.
- Максимальное заглубление фронтального отвала – 650 миллиметров.
- Максимальный объем фронтального отвала -13000 кубических миллиметров.
- Положительный перекос фронтального отвала – 12 градусов.
- Отрицательный перекос фронтального отвала – 12 градусов.
- Масса фронтального отвала – 7030 килограмм.
- Заднее рабочее оборудование – рыхлитель.
- Тип рыхлителя – параллелограмм.
- Количество зубьев рыхлителя – 1 штука (в модификациях доступны 2 зуба).
- Максимальная высота подъема рыхлителя – 950 миллиметров.
- Максимальное заглубление рыхлителя – 1380 миллиметров.
- Положительный угол рыхления грунта – 14 градусов.
- Отрицательный угол рыхления грунта – 14 градусов.
- Усилие рыхлителя при заглублении – 15300 килограмм.
- Усилие рыхлителя при извлечении – 56400 килограмм.
- Масса заднего рыхлителя – 6489 килограмм.
Двигатель:
- Тип устанавливаемого двигателя – дизельный.
- Марка устанавливаемого двигателя – 8ДВТ-330А.
- Производитель устанавливаемого двигателя – ОАО «ВгМЗ» город Волгоград.
- Количество цилиндров в блоке двигателя – 8.
- Расположение цилиндров в блоке двигателя – V-образное.
- Наличие системы турбонаддува – имеется.
- Тип системы турбонаддува – газотурбинный.
- Число рабочих тактов – 4.
- Номинальная мощность на выходе – 250 киловатт/339.9 лошадиных сил.
- Тип системы охлаждения – воздушная.
Трансмиссия:
- Тип устанавливаемой трансмиссии – планетарная, гидромеханическая.
- Количество передач КПП для переднего хода – 3.
- Количество передач КПП для заднего хода – 3.
- Тип муфт передач – дисковые, гидроподжимные.
- Наибольшая скорость самостоятельного передвижения вперед на первой передаче – 3.5 километра в час.
- Наибольшая скорость самостоятельного передвижения вперед на второй передаче – 6.4 километров в час.
- Наибольшая скорость самостоятельного передвижения вперед на третьей передаче – 13.1 километров в час.
- Наибольшая скорость самостоятельного передвижения назад на первой передаче – 2.9 километра в час.
- Наибольшая скорость самостоятельного передвижения назад на второй передаче – 5.4 километров в час.
- Наибольшая скорость самостоятельного передвижения назад на третьей передаче – 10.8 километров в час.
Ходовая часть:
- Количество опорных катков – 7 штук.
- Количество поддерживающих катков – 2 штука.
- Количество башмаков – 42 штуки.
- Ширина башмаков – 650 миллиметров.
- Шаг звеньев – 250 миллиметров.
- Высота зацепления звеньев с грунтом – 90 миллиметров.
- Общая площадь контакта – 7860 квадратных миллиметров.
- Удельное давление на грунт – 1.127 килограмм на квадратный сантиметр.
Гидравлическая система:
- Количество насосов гидравлической системы – 2 штуки.
- Тип насосов – шестеренные.
- Модель первого насоса – НШ-250.
- Модель второго насоса – НШ-50У3-Л.
- Производительность насосов при 1700 оборотов коленчатого вала в минуту – 430 литров в минуту.
- Давление предохранительных клапанов рыхлительного оборудования – 160 килограмм на квадратный сантиметр.
- Давление предохранительный клапанов перекоса фронтального отвала – 160 килограмм на квадратный сантиметр.
- Давление предохранительный клапанов фронтального отвала – 160 килограмм на квадратный сантиметр.
- Количество гидравлических цилиндров отвального устройства – 2 штуки.
- Количество гидравлических цилиндров рыхлительного оборудования – 2 штуки.
- Количество цилиндров регулирования угла резания для рыхлительного оборудования – 2 штуки.
- Диаметр гидравлического цилиндра поднимания и опускания фронтального отвала – 160 миллиметров.
- Ход поршня гидравлического цилиндра поднимания и опускания фронтального отвала – 1250 миллиметров.
- Диаметр гидравлического цилиндра перекоса фронтального отвала – 220 миллиметров.
- Ход поршня гидравлического цилиндра перекоса фронтального отвала – 300 миллиметров.
- Диаметр гидравлического цилиндра поднимания и опускания рыхлительного оборудования – 220 миллиметров.
- Ход поршня гидравлического цилиндра поднимания и опускания рыхлительного оборудования – 560 миллиметров.
Вместимость емкостей:
- Топливный бак – 670 литров.
- Система охлаждения – 80 литров.
- Коробка переключения передач – 125 литров.
- Гидравлическая система навесного оборудования – 370 литров.
Особенности
Бульдозер Т-330 оснащался четырехтактным, дизельным, восьмицилиндровым силовым агрегатом, оборудованным воздушным охлаждением. Благодаря этому наблюдалась исправная эксплуатация при довольно низких и высоких температурах.
Для поддержания эффективной максимальной мощности силовой установки использовалась гидромеханическая трансмиссия, которая обеспечивает бульдозеру максимальную тягу в упорных режимах. Также данная трансмиссия обеспечивает независимый привод на каждую гусеницу, что позволяет проделывать какие-либо виды работ в условиях с малым рабочим пространством. Машина обладает гидравлическим трансформатором, который был разработан на базе подобного агрегата тепловоза модели ТГМ1.
Бульдозер был оснащен ленточными тормозами плавающего типа, которые были дополнены гидравлическим управлением. В целях повышения плавности хода техники производитель спроектировал торсионную подвеску катков, как опорных, так и поддерживающих. Используется жесткая подвеска, представляющая собой две гусеничные тележки, которые качаются на оси бортовых передач.
Кабина бульдозера вышла довольно просторной, рассчитанной на двух человек. Для понижения утомляемости оператора, были использованы теплопоглощающие и шумоизоляционные материалы. Располагается конструкция кабины на резиновых амортизаторах. Имеется вентиляционная система, дополненная калориферным отопителем. Сидение оператора может быть отрегулировано по углу наклона, высоте и нагрузке. Остекление кабины состоит из двухслойных стекол, благодаря чему удалось миновать их обледенение при эксплуатации в морозы.
Органы управления, как самой техникой, так и рабочими агрегатами, имеют эргономичное расположение. Для работы в темное время суток была предусмотрена оптика, состоящая из фронтальных и задних фонарей.
Видео
Двигатель
Комплектовался бульдозер Т-330 дизельным, восьмицилиндровым, четырехтактным двигателем с V-образным расположением цилиндров. Двигатель известен под индексом 8ДВТ-330А и производился он Волгоградским моторным заводом (ОАО «ВгМЗ»). Данный агрегат вышел высоконадежным, производительным и устойчивым к суровым температурным условиям. Работает исправно при морозах в минус 50 градусов и при жаре плюс 50 градусов. Имеется система турбонаддува и воздушное охлаждение. Номинальная мощность на выходе составляет 250 киловатт, что в переводе составляет 339.9 лошадиных сил. Максимальный крутящий момент у этого двигателя достигает отметку в 1815 ньютонов на метр. Его рабочий объем составляет 26000 кубических миллилитров. При всех перечисленных показателей часовой расход топлива составляет всего 230 грамм на один киловатт. Масса в сухом виде обладает значением в 2600 килограмм.
Цена нового и б/у
Стоимость подержанного бульдозера Т-330 колеблется в диапазоне от 3.5 миллионов и до 5 миллионов российских рублей.