МТЗ 80
Минский тракторный завод специализируется на выпуске различной специальной сельскохозяйственной техники уже как довольно долгое время. Новые машины, как правило, используют базу предыдущих моделей, так и МТЗ-80 является базой для большинства техники МТЗ. Данный трактор по своей конструкции является глубоко модифицированной версией трактора МТЗ-50, который во времена своего производства завоевал довольно большую популярность в сельском хозяйстве.
Первые образцы МТЗ-80 покинули завод еще в советские года, а именно в 1974 году, однако, до наших дней дошли измененные модели, как в техническом плане, так и во внешнем. В настоящее время данная техника также незаменима в проделывании различных необходимых работ в сельских хозяйствах среднего типа, которых как раз значительно больше масштабных. Может проводить комплексную работу, начиная от вспашки и подготовки поля, и заканчивая сборкой и транспортировкой урожая.
Оснащается минским четырехтактным дизельным 80-ти сильным агрегатом Д-240, который в паре с механической коробкой переключения передач, удваивающей число уже имеющихся передач, наделяет трактор довольно высоким тяговым усилием, что позволило применять трактор не только в сельскохозяйственных целях, но и в малом строительстве, лесных хозяйствах и в работах на горных участках. Сам же МТЗ-80 представляет 1.4 класс тяговых специальных машин.
Навигация по статье
Назначение
Трактор МТЗ-80 зарекомендовал себя как универсальная машина и неспроста, так как он способен проделывать все необходимые виды работ сельского хозяйства, лесного, строительства и коммунальных хозяйств.
В сельском хозяйстве комплексная работа может осуществляться как раз данным трактором. Используя в процессе разнообразное вспомогательное оборудование, он выполняет следующие работы: вспашка полей, культивирование, обрабатывание грунта, посевные работы, сбор и транспортировка урожая.
Для выполнения лесных работ трактор МТЗ-80 оснащается специальным оборудованием, которое позволяет ему проделывать погрузочные и разгрузочные работы, как обычных грузов, так и бревен (применяя в процессе гидравлический бревнозахват). В целях повышения проходимых качеств трактора, что также является одним из важных параметров для работы в лесных хозяйствах, вместо стандартных колес устанавливают колеса большего диаметра.
В коммунальных хозяйствах данный трактор используется в основном для очистки различных площадей от снежных завалов, в том числе и дорог. Также он служит для очистки дорожного покрытия, что осуществляется с помощью дополнительного щеточного оборудования, устанавливаемого, как правило, на заднее навесное устройство машины.
В строительных целях трактор МТЗ-80 выполняет некоторые землеройные работы, включая рытье траншей и котлованов, а также и их засыпание. Применяя фронтальный отвал трактор способен разровнять рабочую территорию. Помимо всего этого он зачастую используется для погрузки, разгрузки и транспортировки разнообразных грузов, как сыпучих материалов, так и вспомогательного рабочего оборудования.
Навесное оборудование
Предназначение трактора МТЗ-80, как мы видим, довольно широкое. Это было достигнуто не только за счет высокого для своего класса тягового усилия, но также и из-за возможности использовать в процессе работы довольно большое количество разнообразных дополнительных агрегатов. Данный список оборудования включает в себя следующие виды навесных приспособлений:
- Косилки. Применяется данный тип в основном в сельских хозяйствах для кошения различных культур. Устанавливается на заднее навесное устройство.
- Плужное оборудование. Используется для вспахивания поля с различной по структуре почвой. Существует несколько видов данного оборудования, отличающихся конструкцией и захватом. Устанавливается на заднее навесное устройство.
- Навесные культиваторы. Применение этого оборудования встречается только лишь на полях сельского хозяйства, где оно выполняет культивирование плодородного слоя почвы. Устанавливается на заднее навесное устройство трактора.
- Чизельные агрегаты. Является также одним из незаменимых агрегатов, предназначенных для работы на полях сельского хозяйства. Устанавливается на заднее навесное устройство трактора.
- Отвалы землеройного типа. Используется, как правило, в строительных целях, предназначается в основном для засыпания траншей и других ям. Но также зачастую применяется для разравнивания рабочей территории и других площадок. Устанавливается в передней части трактора, а управление осуществляется с помощью рычагов из кабины.
- Отвалы уборочного типа. Предназначается данный тип оборудования для очистки дорог, улиц и других площадей от большой массы снега. Это оборудование известно еще, как отвал-лопата. Устанавливается в передней части трактора. Имеется возможность поворота отвала.
- Щеточные агрегаты УМДУ-80/82.02. Используется так же, как и предыдущий тип оборудования в коммунальных целях. Данное оборудование позволяет провести расчистку дорожного покрытия, улиц, площадей и других подобных участков от пыли и других загрязнений. Устанавливается на заднее навесное устройство трактора.
- Погрузочное оборудование. Применяется данный тип практически во всех сферах, где требуется выполнение погрузки и разгрузки разнообразных грузов. Существует несколько моделей, которые обладают разными характеристиками. Разберем теперь подробно каждую версию:
а)ПФН-0.38. Является самым малым агрегатом из всех. Его максимальная грузоподъемность доходит до отметки в 750 килограмм, когда объем равняется 380 кубическим сантиметрам. Стоит отметить, что для каждой модели объем указывается в названии, как и у данной модели.
б)ПФН-0.8. Исходя из названия модели, можно понять, что емкость данного оборудования составляет 800 кубических сантиметров, при грузоподъемности в 1200 килограмм.
в)ПФН-0.9. Объем данного агрегата равняется 900 кубическим сантиметрам, а максимальная грузоподъемность составляет 1350 килограмм.
г)ПФН-12. Является последней и наиболее объемной моделью погрузочного оборудования. Объем ПФН-12 составляет 1200 кубических миллиметров, при максимальной грузоподъемности в 1200 килограмм.
Все вышеперечисленные агрегаты устанавливаются в передней части трактора, и управляются с помощью специальных рычагов, не выходя из кабины. - Землеройные агрегаты. Данный тип оборудования предназначен лишь для рытья траншей и котлованов и состоит из гидравлического заднего манипулятора и самого землеройного ковша. К манипулятору может быть установлена одна из трех моделей ковшей, а именно это ПФН-0.38, ПФН-0.8, ну и ПФН-0.9. Эти модели являются обыкновенными часто применяемыми, но также имеются еще и ковши двухчелюстного типа, объем которых полностью идентичен с обычными ковшами. Устанавливается землеройное оборудование в задней части трактора.
- Гидравлические бревнозахваты. Основная сфера применения такого оборудования — лесные хозяйства. Предназначается для погрузки или же перемещения бревен. Устанавливается в передней части трактора.
- Штыковые вилы. Используются в сельском хозяйстве, также для погрузки или же перемещения сухой (и не только) растительности, такой как силос и сено. Существует четыре модели этого оборудования, а именно это ПФН-0.38, ПФН-0.8, ПФН-0.9, ну и ПФН-12. Устанавливаются в передней части трактора и управляются также специальными рычагами из кабины.
- Вилы, предназначенные для проведения погрузочных работ рулонов и других подобных грузов. Имеется всего одна модель и это ПФ-1. Устанавливается в передней части трактора, управление аналогичное с предыдущим оборудованием.
Модификации
Трактор МТЗ-80, как и вся другая специальная техника, имеет несколько модифицированных версий, что позволило расширить его предназначение, охватив еще больший список выполняемых им работ и повысить удобство при эксплуатации. Было разработано несколько модификаций, а именно это:
- Модификация МТЗ-80.1. Является немного доработанной версией базовой машины, а именно была увеличена кабина, в результате чего в ней стало значительно просторнее. В техническом плане изменений не вносилось, трактор оснащается тем же двигателем и имеет задний привод.
- Модификация МТЗ-80Х. Данная версия как раз и поспособствовала расширению спектра работ выполняемых трактором, а именно эта модификация предназначена для работы в хлопководческих хозяйствах. Это объясняется довольно необычной конструкцией передней оси, так как вместо двух направляющих колес установлено всего одно. Это позволило значительно повысить маневренность трактора, что в данной сфере является одним из важнейших параметров. Также были добавлены узлы бортовых передач, позволяющие повысить дорожный просвет машины до 650 миллиметров. Больше каких-либо изменений не было внесено.
- Модификация МТЗ-80ХМ. В целом это улучшенная версия предыдущей модификации, в которой вместо прежнего 80-ти сильного агрегата был установлен более мощный двигатель марки Д-240Т, оборудованный системой турбонаддува. Максимальная мощность, которую он способен выдать при определенных оборотах коленчатого вала составляет 73.5 киловатт или же ровно сотня лошадиных сил. Внешне эта модификация полностью схожа с моделью МТЗ-80Х.
- Модификация МТЗ-80В. Основным отличием данной модификации от базовой модели трактора является наличие специального реверсивного редуктора. Устанавливается двигатель, как и у базового трактора, а именно это Д-240. Внешний вид также полностью идентичен.
Технические характеристики
Полностью готовый к эксплуатации трактор МТЗ-80 обладает массой в 3160 килограмм. В длину его конструкция равняется 3815 миллиметров. В ширину, при учете краев задних колес, обладает значением в 1970 миллиметров. Высота данной машины равняется 2470 миллиметрам. Между передними колесами расстояние обладает значением в 1200 миллиметров, когда между колесами задних полуосей составляет 1350 миллиметров. В случае необходимости значения колеи могут быть увеличены до 1800 миллиметров у передних колес и 2100 миллиметров у задних. Агротехнический просвет у МТЗ-80 составляет 470 миллиметров, это значение у всех версий данного трактора, за исключением модификации МТЗ-80Х, у которой агротехнический просвет равняется 650 миллиметрам.
Устанавливается четырехтактный дизельный силовой агрегат марки Д-240. Этот двигатель способен выдать, по достижению определенных оборотов коленчатого вала, номинальную мощность в 59 киловатт или же в 80 лошадиных сил. Его рабочий объем равняется 4750 кубическим миллиметрам. У модификации МТЗ-80ХМ установлен усовершенствованный силовой агрегат, который с помощью системы турбонаддува способен развить максимальную мощность в 73.5 киловатт или же ровно в 100 лошадиных сил.
Коробка переключения передач у МТЗ-80 механическая, содержащая в себе девять передач и понижающий редуктор, который позволяет, в целях достижения высокого тягового усилия, удвоить число уже имеющихся. В результате получается 18 передач предназначенных для движения трактора вперед и 4 передачи для движения трактора задним ходом. Дополнительной опцией является установка ходоуменьшителя, если это, конечно, требуется условиями выполняемых задач. Стоит отметить, что при обнаружении стуков, исчезающих при переходе на следующую передачу, следует обратить внимание на состояние зубьев шестерен, так как эти стуки свидетельствуют о выкрашивании или же разрушении шестерен КПП. Трактора, выпускавшиеся до 1985 года, оснащались гидроуправляемой коробкой передач, что позволяло выполнять переключение при довольно высоких нагрузках. Также в таких образцах имеется возможность переключения без задействия муфты сцепления. На всех поздних моделях (с 1985 года) дифференциал заднего моста имеет довольно полезную функцию, а именно это автоматическая блокировка, когда на старых образцах дифференциал мог быть заблокирован с помощью специальных педалей. Максимальная скорость, которую можно развить на ровном и прямом участке, составляет 35 километров в час, что для большинства тракторов этого же класса является довольно высоким показателем.
Передний мост трактора балансирного типа, установленный на полужесткой подвеске. Задняя ходовая часть состоит из жесткой подвески и клеммовыми соединениями к ведущим осям. Тормоза у МТЗ-80, как передние, так и задние, дискового типа.
Для того чтобы совершить поворот без приложения больших усилий, данный трактор оснащен гидравлическим усилителем руля, который по принципу работы идентичен с гидравлическим усилителем любого легкового автомобиля. Вся система состоит из масляного насоса, гидравлического распределителя, нескольких карданных валов и гидравлического цилиндра.
Особенности
В целях повышения проходимости и устойчивости трактора, как правило, расширяют переднюю и заднюю колею. Этого, конечно, можно добиться либо разворотом колес на 180 градусов, либо установкой колес большего размера. Но в данном случае можно обойтись и без этих вариантов, так как МТЗ-80 обладает возможностью регулировки расстояния между колес от 1400 миллиметров и до 2100 миллиметров. Это объясняется следующим: крепление колес на ведущих осях использует клеммовые соединения, что как раз и позволяет расширить до необходимых значений заднюю колею. Расстояние между передними колесами также может быть расширено при необходимости подобным способом, но стоит отметить, что у передних колес регулировка ступенчатая, а каждый шаг равняется ровно сотне миллиметров.
Гидравлический усилитель руля позволяет совершить поворот машины без особых усилий, что при продолжительной работе позволяет избежать быстрой утомляемости.
В конструкции кабины применяется тонколистовая сталь, все соединения между собой сварные. Обшивка изготовлена из теплопоглащающих и шумоизолирующих материалов, что позволяет поддерживать в кабине благоприятные условия при эксплуатации независимо от погодных условий. Также имеется отопительная система, позволяющая выполнять необходимую работу при низких температурах окружающей среды без ощущения дискомфорта. Крыша, а также заднее окно трактора в случае необходимости могут быть зафиксированы в открытом положении, осуществляя при этом естественный приток воздуха. Кабина расположена на остове трактора на четырех резиновых амортизаторах, которые, в свою очередь, позволяют значительно погасить излишнюю вибрацию, возникающую в связи с работой на неровных поверхностях. Помимо этого, данные амортизаторы также гасят и вибрацию, исходящую от механизмов машины, в том числе силовой агрегат и коробка переключения передач. Также для удобства при эксплуатации была добавлена возможность регулировки рулевой колонки и сидение, оснащенное гидравлическим амортизатором или же торсионной подвеской (в зависимости от комплектации машины). Регулировка положения сидения также допустима и захватывает вертикальную и горизонтальную плоскость, но помимо этого возможно отрегулировать и такие параметры, как наклон и жесткость подвески сидения. Стоит отметить, что в более новых моделях трактора МТЗ-80 устанавливается сидение на пневматической подвеске, которое имеет современный дизайн.
Видео
Двигатель
Трактор МТЗ-80 оснащается продукцией минского моторного завода, а именно это надежный и простой в обслуживании четырехтактный двигатель марки Д-240. При достижении максимальных оборотов коленчатого вала (2100 оборотов в минуту), этот силовой агрегат способен выдать максимальную мощность в 59 киловатт или же 80 лошадиных сил. Также при определенных оборотах коленчатого вала Д-240 выдает 290 Нм крутящего момента, что в паре с понижающим редуктором позволяет добиться высокого тягового усилия. Рабочий объем этого агрегата составляет 4750 кубических миллиметров. Всего в блоке имеется четыре цилиндра диаметром в 110 миллиметров, все цилиндры имеют рядное, вертикальное расположение. Ход поршней равняется 125 миллиметрам. Система охлаждения жидкостная, с принудительной циркуляцией, которая безупречно справляется со своей задачей — миновать перегрев двигателя.
Но на модификацию МТЗ-80ХМ устанавливается немного улучшенный силовой агрегат, который в и тоге был наименован как Д-240Т. Этот двигатель по техническим значениям схож с предыдущим, но его максимальная мощность равняется 73.5 киловаттам или же 100 лошадиным силам. Это объясняется наличием системы турбонаддува, что как раз и указано в марке двигателя (Т). Данная система приводится в действия, как и на большинстве других тракторов, с помощью разгона крыльчатки турбины отработавшими газами. Этот агрегат обладает массой в 430 килограмм, как и обычный Д-240.
Цена нового и б/у
Трактор МТЗ-80 в абсолютно новом и готовом к эксплуатации состоянии обладает стоимостью, начиная от одного миллиона и заканчивая 1.5 миллионами российских рублей. Данный диапазон цен был предоставлен с учетом года производства машины, комплектации, версии (базовая или же модифицированная) и, конечно же, с учетом дополнительных оснащений, в том числе и вспомогательные навесные агрегаты.
Самый дешевый вариант поддержанного трактора на данный момент имеет стоимость в 70 тысяч российских рублей, но за такие деньги, как правило, не факт, что машина будет в рабочем состоянии. Самый дорогой же вариант обладает стоимостью в 800 тысяч российских рублей. Но стоит отметить, что при выборе б/у трактора, необходимо обратить внимание на общее состояние, так как в основном именно этот параметр и влияет на стоимость машины. Ведь вполне возможно, что и за 400 тысяч рублей можно приобрести трактор в нормальном техническом состоянии, и который, что самое главное — будет на ходу.