УРАЛ-4320
Автомобильный завод «Урал» начал свою работу в г. Миассе (Челябинская область) в далеком 1941 году на базе эвакуированного Московского завода им. Сталина (ЗИС). Всего спустя три года с конвейера был выпущен первый грузовик. За почти восемь десятков лет производства ворота предприятия покинуло более полутора миллионов единиц техники различного назначения. В настоящее время АО «Автомобильный завод «Урал» представляет собой современное производство, имеющее техническую оснащенность европейского уровня. Завод занимает лидирующие позиции, среди предприятий отечественного машиностроения. Доля автозавода в сегменте полноприводных грузовых автомобилей на российском рынке составляет около 35%. На территории стран СНГ продажу техники «Урал» осуществляет более 30-ти дилерских центров. Традиционными заказчиками продукции завода остаются страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, Африка и Ближний Восток. В качестве основных заказчиков выступают государственные структуры, нефте- и газодобывающие компании. Продукция завода сертифицирована по самым строгим международным стандартам качества и имеет многочисленные награды. Семейство полноприводных автомобилей «Урал» состоит из нескольких десятков моделей автомобилей и шасси, в сотнях вариантах исполнения. Одной из наиболее популярных и востребованных моделей завода остается автомобиль с отраслевым индексом Урал-4320.
Навигация по статье
Назначение
Урал-4320 представляет собой грузовик повышенной проходимости семейства «Мотовоз». Автомобиль задумывался как комплексное инженерно-техническое решение, для выполнения задач в сложных дорожных условиях. Производство автомобиля началось в 1977 году. Придя на смену модели Урал-375 автомобиль, прежде всего, предназначался для Вооруженных Сил. На шасси стали устанавливать различные виды вооружения и специальной техники. Ракетные установки, комплексы радиоэлектронной разведки, передвижные командные пункты и ремонтные мастерские, инженерные системы различного характера – это далеко не полный перечень военных специальностей автомобиля. Бортовой тентовый вариант предназначался для перевозки грузов и личного состава. На вооружение специальных подразделений армии и полиции поступают бронированные автомобили многоцелевого назначения на базе Урал-4320.
Уникальные технические характеристики позволяют использовать грузовик во многих отраслях народного хозяйства. Для перевозки людей и грузов автомобиль в условиях плохих дорог и бездорожья успешно используют нефтяные и газовые компании, геологоразведочные экспедиции, предприятия лесозаготовительной отрасли и охотхозяйства. Модификации машины в качестве седельного тягача часто используются торговыми и строительными организациями. В гражданских аэропортах и аэродромах военного назначения используются авиационные топливозаправщики на базе Урал-4320. Интересен тот факт, что Урал-4320 используется не только отечественными подразделениями МЧС, но и исландской службой спасения на воде.
Модификации
Подетальная и поузловая унификация полноприводного семейства автомобилей «Урал» достигает 90%. К основным отличиям моделей данной линейки друг от друга можно отнести двигатели различной мощности, длину колесной базы, и капотные и бескапотные кабины. Всего модельный ряд насчитывает несколько десятков модификаций автомобиля различного назначения. К основным модификациям можно отнести:
- Урал-4320 – базовое шасси со стандартной, цельнометаллической капотной кабиной грузоподъемностью до 9-ти тонн;
- Урал-43203- шасси с усиленной передней подвеской;
- Урал-44202 – седельный тягач;
- Урал-43206 – шасси с колесной формулой 4Х4;
- Урал-5557 – шасси увеличенной грузоподъемности (до 14 тонн) для установки спецоборудования. Оборудован централизованной системой подкачки низкопрофильных шин;
- Урал-3255, Урал-32551, Урал-32552 – пассажирские вахтовые автобусы;
- Урал-4320/5557-48/58/59 – грузовик оснащенный комфортабельной кабиной с подрессоренным сидением водителя. При изготовлении оперения и капота кабины используются композитные материалы и пластмассы.
Благодаря налаженным производственным связям с итальянским концерном «IVECO» существует возможность оснащения всех модификаций современной бескапотной кабиной.
По заказу силовых ведомств также выпускаются бронированные модификации автомобиля:
- Урал-4320-09-31 – бронеавтомобиль с кабиной из цельного бронированного листа оборудованной бронированными стеклами, сейфовыми дверями, бронелюком и амбразурами для ведения огня. На шасси, под тентом может быть установлен бронированный модуль на 15-20 человек;
- Урал-Э4320Д-31 – многофункциональный бронеавтомобиль с бронированным функциональным модулем.
- Casspir Mk6 – бронированная машина с V-образным, взрывозащищенным корпусом рассчитанный на транспортировку 18 бойцов. Совместная российско-индийская разработка;
- Урал ВВ – броневик с противоминной защитой и свободной компоновкой, позволяющий устанавливать оборудование и боевые модули в зависимости от боевых задач. Рассчитан на 17 человек личного состава в штатной экипировке.
Технические характеристики
Урал-4320 относится к грузовым автомобилям многоцелевого назначения семейства «Мотовоз» с колесной формулой 6х6. Узлы и агрегаты монтируются на клепаной раме из лонжеронов, выполненных из малоуглеродистой, легированной стали. Автомобиль в базовой комплектации имеет следующие ТТХ:
Распределение масс и нагрузок
- Масса размещаемого и перевозимого груза – 10000 кг;
- Снаряженная масса автомобиля – 9750 кг;
- Полная масса автомобиля – 19975 кг;
- Распределение нагрузки – передняя ось 4450 кг, задняя тележка 3500 кг;
- Распределение нагрузки при полной массе – передняя ось 4635 кг, задняя ось 10570 кг;
- Масса буксируемого прицепа – 11500 кг;
Линейные характеристики автомобиля
- Длина – 7366 мм;
- Ширина – 2500 мм;
- Высота – 2870;
- Колесная база – 3525 мм;
- Ширина передней и задней колеи -2000мм;
- Клиренс – 400 мм.
Динамические параметры
- Максимальная скорость движения автомобиля при полной массе – 85 км/ч;
- Тормозной путь при движении со скоростью 60 км/ч – 36,7 м;
- Минимальный радиус поворота по оси переднего внешнего колеса – 10,8 м;
- Максимальный преодолеваемый подъем при полной массе автомобиля – 31 град.
Ходовая часть
Передняя подвеска на двух полуэллиптических рессорах с гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия. Задняя подвеска балансирного типа с реактивными штангами. Рабочая тормозная система – барабанного типа на все колеса. Привод-пневмогидравлический. Вспомогательная тормозная система – компрессионный моторный замедлитель с механизмами в выхлопной системе. Стояночная тормозная система – барабанный механизм на валу раздаточной коробки. На дисковые разъемные колеса автомобиля устанавливаются пневматические камерные шины с регулируемым давлением размером 1200х500х508 156F ИД-284. Протектор повышенной проходимости с грунтозацепами.
Трансмиссия
Рулевое управление автомобиля оснащено гидроусилителем руля. Коробка передач механическая, пятиступенчатая, трехходовая. Передачи 2, 3, 4, и 5 синхронизированы. Усилие от двигателя на элементы трансмиссии передается фрикционным, двухдисковым, сухим сцеплением с механическим приводом, оборудованным пневмоусилителем. Механическая двухступенчатая раздаточная коробка расширяет диапазон раздаточных чисел трансмиссии, обеспечивает постоянный полный привод, и позволяет совершать движение со скоростью менее 5 км/ч. Установленный в раздаточной коробке межосевой блокируемый дифференциал распределяет крутящий момент между передним ведущим мостом и двумя ведущими мостами задней тележки в соотношении 1:2. Главная передача двойная, проходного типа с передаточными числами 8,05 или 7,32 или 6,7. Главные передачи всех мостов взаимозаменяемы.
Электрооборудование
Схема электрооборудования однопроводная, номинальным напряжением 24 В. В качестве источников тока устанавливается водостойкий генератор переменного тока мощностью 1000 Вт. и две свинцовые стартерные батареи типа 6-СТ-190. Для запуска двигателя используется стартер мощностью 8,2 кВт с электромагнитным тяговым реле с дистанционным управлением.
Особенности и эксплуатация
Урал-4320 благодаря продуманной конструкции, надежному двигателю и специальным техническим решениям обладает максимально возможным уровнем проходимости. Благодаря установленной системе подкачки шин, управляемой из кабины водителя, машина одинаково уверенно себя чувствует на песке, заболоченных участках, или каменистых россыпях. Создав необходимое давление в шинах можно без проблем преодолеть участок целины, с толщиной снежного покрова до 1 метра. Односкатная ошиновка машины способствует снижению потери мощности при нарезании колеи. Для самовытаскивания при потере проходимости или эвакуации застрявшей техники автомобиль оборудуется лебедкой с червячным редуктором, с тяговым усилием до 10 тонн.
Благодаря значительной величине дорожного просвета и максимальных для своего класса значений хода подвесок автомобиль способен преодолевать рвы от 0,6 до 1,2 метра и вертикальные стенки высотой до 0,5 метра. Установка на автомобиль герметизированных узлов и агрегатов и продуманная система забора воздуха двигателя и выпуска отработанных газов позволяет преодолевать водные препятствия глубиной до 1,75 метра.
Высокая степень унификации автомобилей «Урал» в значительной степени снимает вопрос наличия запасных частей.
Видео
Двигатель
Большинство модификаций Урала-4320 оборудуются Ярославскими моторами мощностью от от 180 до 300 л.с. Все моторы дизельные, с принудительным водяным охлаждением. Для облегчения запуска при низких температурах силовые установки оборудуются электрофакельным устройством и предпусковым подогревателем мощностью 30 кВт.
На автомобилях последних годов выпуска устанавливаются рядные моторы ЯМЗ-53602.10 обеспечивающие соответствие экологическим нормам ЕВРО-4.
Цена
Цена на новый Урал Next, являющийся последней модификацией машины для внутреннего рынка составляет порядка 3 млн.руб. Бортовой Урал Next в базовой комплектации оборудован АБС, электростеклоподъемниками и электроподогревом зеркал и топливных фильтров и стоит порядка 2 млн.700 тыс. руб. Стоимость подержанной техники в зависимости от комплектации, техсостояния и года выпуска различается в широких пределах от 300 тыс. руб. до 2 млн.руб.